На естественно-географическом факультете 18 июня прошёл республиканский научно-просветительский круглый стол, посвящённый Дню народных художественных промыслов, учрежденному несколько лет назад в России в целях сохранения, развития и поддержки народных ремесел и отмечаемому в предпоследнее воскресенье июня.
К участникам обратился директор Приднестровского центра Русского географического общества, зам. декана по научной работе ЕГФ кандидат географических наук, доцент В.Г. Фоменко. Владимир Григорьевич отметил: «У нас ремёсла относятся к нематериальному культурному наследию. Почему? Потому что главное – это не конечный результат, а творческий процесс, алгоритм создания изделия».
Круглый стол начался с показа мультимедийного ролика ВОО РГО «Ремёсла России».
Руководитель некоммерческого партнёрства «Региональная ассоциация творческих лабораторий, промыслов и ремёсел» О.Г. Невельская в своем выступлении сообщила, что основная цель представляемой ею организации – сохранение и передача нематериального культурного наследия на обоих берегах Днестра. Тему продолжила художник, мастер по ткачеству и гончарному делу С.И. Кожухарь, подробно остановившись на вопросах сохранения и преемственности нематериального культурного наследия.
О тайнах мастерства древних стрелоделов рассказала археолог, хранитель музея «Археология Приднестровья» Н.А. Разумова. «С древнейших времён, чтобы выжить и не умереть с голоду, человеку приходилось прилагать огромные усилия. Именно поэтому искусство рождалось из глубокой и жизненно важной мотивации», – отметила Наталья Александровна.
Студентка первого курса Института государственного управления, истории и социально-гуманитарных наук Варвара Закардонец выступила с исследованием о древнегреческой чернолаковой керамики, выполненным на основе экспонатов Музея археологии Поднестровья.
О древнем искусстве японского лака уруши рассказал учитель географии Бендерской средней общеобразовательной школы № 15 Д.Г. Чернов: «Уруши – это больше, чем просто лак. Это философия медленного и красивого труда, уважение к природе и наследию. В современном мире, где всё делается быстро и на время, уруши напоминает нам о ценности ручного труда и красоты, созданной с любовью. Несмотря на сложности и угрозу исчезновения, это ремесло остаётся настоящим символом японской культуры и вдохновляет дизайнеров и мастеров по всему миру».
Ученица 7 класса Тираспольской гуманитарно-математической гимназии Ксения Марц представила литературно-культурологический обзор на тему ремесленников как героев русской и зарубежной классики. Учащаяся 8 класса Тираспольского общеобразовательного теоретического лицея Мария Пастухова рассказала о развитии ремесленного производства в Древней Руси.
Программа продолжилась интеллектуальной викториной «Промыслы». Присутствующим предлагались интересные вопросы, среди которых: «Назовите город в Московской губернии, где зародилось финансовое и фарфоровое производство», «Какой элемент периодической системы Д.И. Менделеева используется для росписи керамики Гжель?», «Город, о котором говорят: “он пахнет сладостями, горячим напитком и порохом” – что это за город?» и другие. Победителями стали учащиеся Тираспольской гуманитарно-математической гимназии, которым вручили книги.
О самых необычных ремеслах мира рассказала учащаяся 11 класса социально-экономического профиля Тираспольской средней школы №2 имени А.С. Пушкина Э. Поян. «Сегодня ремесла приобрело широкую популярность среди художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, а с 2009 года оно включено в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО», – отметила Эвелина.
На ремесленных традициях и обычаях украинского народа остановились учащиеся 8 класса украинского лицея Арина Кравченко и Никита Гончаренко. «По древнему обычаю дорогих гостей встречали хлебом-солью – в знак глубокого уважения и почтения. Чаще всего эту почётную миссию исполняла хозяйка дома», – поделились ребята.
Ирина Стороженко и Ярослав Оржеховский, учащиеся 11 и 9 класса Тираспольской гуманитарно-математической гимназии акцентировали внимание на самобытности и отличиях ремесел разных народов. «Самобытность каждого народа характеризуется его творческим потенциалом, который в свою очередь находит свое отражение в материальной и духовной культуре», – отметили выступающие.
Учащийся 11 класса социально-экономического профиля Тираспольской средней школы №2 имени А.С. Пушкина Н. Капацина представил доклад о забытых ремёслах народов России и их влиянии на культурное наследие. Он подчеркнул, что Россия обладает богатейшим разнообразием народных промыслов, многие из которых стали национальными символами, храня в себе уникальные истории и традиции.
В ходе круглого стола участники обсудили ремесло как выражение народной души, традиции и символику народных промыслов Приднестровья, поделились историями успеха современных ремесленников и предпринимателей, а также рассмотрели возможности привлечения туристов через ремесленные изделия.
Оксана Юнан, Алина Пономаренко, студентка 3 курса кафедры журналистики.