ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Конференция по информатике и современным информтехнологиям

 

Республиканская научно-практическая конференция «Совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и современным информационным технологиям» состоялась 28 ноября в дистанционном формате на платформе Google Meet.

Учредителями конференции выступили Министерство просвещения ПМР, Физико-технический институт ПГУ им. Т.Г. Шевченко, Государственный институт развития образования и повышения квалификации.

В состав оргкомитета вошли директор ФТИ канд. техн. наук, доцент Д.Н. Калошин, декан физико-математического факультета, директор Научно-методического центра математики и информатики ФТИ канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры фундаментальной физики, электроники и систем связи О.Ф. Васильева.

Учитель информатики Тираспольского Суворовского военного училища С.Л. Полозков осветил на тему «Альт-образование – рабочая альтернатива OC Windows на уроках информатики», поделившись опытом внедрения альтернативного программного обеспечения на его уроках. Сергей Леонидович напомнил, что необходимость поиска новых решений возникла из-за санкций и ограничений, которые затронули использование привычных продуктов. Особую сложность создали повышение стоимости лицензий Microsoft и вопросы, связанные с персональными данными и общей информационной безопасностью, тем более что антивирусные решения, такие как Kaspersky Anti-virus, работают только на базе Windows, что ограничивает школы.

При выборе новой операционной системы преподаватель учитывал простоту интерфейса, производительность на слабых компьютерах, безопасность, наличие сертификации и бесплатность. Важно было и наличие образовательных пакетов. В итоге в училище остановились на операционной системе ALT Образование, которую используют в российских вузах и которая поддерживает полный набор учебных программ. С.Л. Полозков отметил, что с 2024-2025 годов в училище постепенно отказались от продуктов Microsoft. Основной системой стала платформа «Базальт СПО», которая теперь используется на уроках информатики. По мнению С.Л. Полозкова, переход на российскую операционную систему оказался успешным. Она работает стабильно, подходит для слабых компьютеров, содержит готовые образовательные пакеты и помогает преподавателям решать актуальные задачи информатизации учебного процесса.

Содержательные и методические аспекты реализации обновлённого курса информатики затронула в своем выступлении ведущий методист по информатике и ИКТ кафедры общеобразовательных дисциплин и дополнительного образования Института развития образования и повышения квалификации Н.Г. Пасевина. Наталья Георгиевна напомнила, что обновлённый курс информатики теперь начинают изучать не в восьмом, а уже в седьмом классе. В программу введён новый раздел – «цифровая компетентность», который объединяет знакомые темы: устройство компьютера, программы и данные, компьютерные сети. В России эти направления собраны под названием «цифровая грамотность». Обновлённая программа теперь оформлена как государственная для 7–9 классов. На профильном уровне количество практических работ увеличено вдвое – чтобы учителя могли свободно выбирать темы для углубленного изучения.

«В прошлом году, по поручению министерства, был подготовлен комплект конспектов для электронной школы Приднестровья – для 10–11 классов, углублённого уровня. При разработке материалов ориентировались на задачи старшей школы: систематизировать и расширить знания, полученные в основной школе, и дать базу для дальнейшего обучения. Поэтому на ресурсе размещено не 272 конспекта, как требует профиль, а более 300 – чтобы обеспечить выбор для каждого учителя», – сообщила Н.Г. Пасевина. Также создано пособие «Современные аспекты преподавания учебного предмета на углублённом уровне», где собраны методические рекомендации по всем разделам обновлённого курса.

Работа онлайн-конференции продолжилась в трех секциях: «Методические аспекты преподавания курса информатики и информационных наук на разных уровнях образования», «Формирование цифровых компетенций участников образовательного процесса» и «Цифровая трансформация образования».

Мария Тищенко.