Одной из примет начала нулевых годов стала стремительная виртуализация нашего общества. Бурное развитие цифровых технологий изменило нашу привычку общаться, получать информацию, работать и, конечно же, учиться. Сфера образования хоть и довольно консервативна сама по себе, но всё же довольно быстро стала трансформироваться в соответствии с новыми реалиями. Ещё лет 20 назад понятие «дистанционное обучение» воспринималось бы как что-то суррогатное и неполноценное. Сегодня это вполне самостоятельный формат, который стал всем близким и знакомым, особенно на волне пандемии.
В Приднестровье от глобальных тенденций не отстают. Одним из первых внедрять такую форму работы стал государственный университет. В 2014-м, перенимая опыт коллег из других стран (прежде всего России, по образовательным стандартам которой мы учимся), в вузе начали работать над созданием электронного университета. Насколько это актуально, показал 2020-й, когда студентам пришлось уйти на «удалёнку» массово и надолго.
«Экстремальные условия заставляют нас жить в особом ритме. Сегодня весь университет полностью переведён на дистанционное обучение. Как минимум в ближайший месяц – до мартовских праздников – мы будем жить в дистанционном формате. Чтобы была прямая связь со студентами и преподавателями, необходимо иметь технические возможности по сопровождению этого образовательного процесса. Полноценное дистанционное образование может существовать на основе нескольких вещей, которые должны быть в любом образовательном учреждении независимо от того, школа это, техникум или вуз», – говорит проректор по информатизации и инновационным технологиям в образовании ПГУ Алексей Долгов.
Первая такая «вещь» – это сам интерактивный портал. Основа, без которой нормальное удалённое обучение не построить. В ПГУ работают на платформе Moodle (своего рода конструктор, который каждый вуз может настроить под себя). Портал закрыт для посторонних, туда могут входить только преподаватели и студенты. Все учебные курсы четко структурированы: находишь свой факультет, нужную кафедру и дисциплину. За наполнение контентом по каждой из представленных дисциплин отвечает конкретный преподаватель. Всё как обычно в вузе, только нужные материалы искать не нужно. База уже здесь.
«Вот размещенные здесь курсы, которые я веду как преподаватель для разных факультетов, направлений, форм обучения. Мы для студентов должны выложить здесь образовательный контент. Прежде всего это лекции, чтобы они не писали конспекты и всегда была возможность прочесть материалы, подготовиться к контрольным работам. Это страховочная база. Есть в печатном виде лекции, можно видео загружать, книги электронные, задания, лабораторной работы, контрольные тесты. Там же есть указания, которые сопутствуют выполнению учебного плана по каждому предмету. То есть ни один студент не может сказать, что он чего-то не слышал, не видел и не знал. Материал всегда доступен, в любое время суток и из любой географической точки, где есть доступ к сети Интернет», – рассказывает Алексей Долгов.
Преподаватели могут обновлять содержимое курсов каждый семестр, выкладывать каждый раз новые лекции. Могут комбинировать их с предыдущими, структурируя задания и давая студентам возможность накапливать баллы для допуска к зачётам и экзаменам. Так, например, делают многие преподаватели точных дисциплин.
Продуман и контроль: чтобы возможность списать свести к минимуму. Можно создать компьютерные тесты, используя разные формы и инструменты (выбор из нескольких вариантов, расчёт и вписывание готового ответа, поиск соответствия и т. д.). Это усложнённые задания без готовых ответов и с необходимостью самостоятельного поиска ответа либо выполнения расчетов. Можно ограничить длительность контрольного опроса, а также запустить его прямо во время лекции.
Да, в электронном университете они тоже есть. И это второй обязательный элемент «пазла» нормального дистанционного обучения. Кто-то «сидит» в Zoom, кто-то – Skype или на других платформах, но суть от этого не меняется. Как и на обычных парах, преподаватель рассказывает, а студенты слушают и задают вопросы.
«Мы хотим создать собственную платформу видеоконференций на своём сервере. Это нужно для обеспечения внутренней административной деятельности университета, а также для научных конференций. Кроме того, это даст нам независимость от других платформ, и если наша техника потянет, то мы сможем передать часть видеотрафика для проведения лекций. Для этого нужно приобрести соответствующий сервер и произвести специальные программные настройки. Мы нашли несколько онлайн-платформ, которые можно использовать. Теперь нужно решить вопросы их сопряжения с Moodle, чтобы прямо отсюда можно было входить в эти платформы и работать со студентами», – делится планами проректор Приднестровского госуниверситета.
Сделать это (а также наладить внутреннюю корпоративную почту университета, в том числе для общения студентов и преподавателей) планируется в течение 2022-го года.
В главном корпусе уже идёт ремонт, он предполагает обновление не только интерьера, но и техники. По планам это позволит к концу года запустить полноценный электронный университет. Кстати, такое поручение в своём недавнем Послании органам власти дал Президент.
Система электронного университета продолжит свою работу и по окончании пандемии. Его намерены органично вписать в традиционный учебный процесс ПГУ. При этом в руководстве вуза подчеркивают: полностью уходить в цифру никто не будет.
«Ведение занятий с мелом у доски уходит в прошлое, но и электронную часть тоже нельзя доводить до абсурда, потому что тогда перед нами встанет другая проблема. Есть угроза потери связи студентов с университетом, потому что они находятся где-то сами по себе. Образование это ведь не просто материалы и лекции, суммирование какого-то контента, это еще и социо-гуманитарная составляющая. Это определённый уровень культуры, умения общаться, мыслить. Это такое многогранное понятие», – отмечает Алексей Долгов.
О том, что никакие, даже сверхновые, технологии не заменят живого человеческого общения, говорят многие эксперты в сфере педагогики. 2 года пандемии показали, что у виртуального образования есть и минусы. Один из них – отсутствие социализации, полноценного общения (в том числе и невербального) как между студентами, так и преподавателями. Когда нет физического присутствия человека рядом и того самого контакта глаза в глаза, социальные связи начинают слабеть.
«Особенно это касается 1 курса бакалавров, они не приучены с таком виду обучения как университетское. Они привыкли к школьному, а в вузе совсем другой подход. Начальные курсы должны прочувствовать университетскую среду. В ином месте, кроме как в аудитории, они это не смогут сделать. Во-первых, идёт социализация, они друг с другом знакомятся, во-вторых, они чувствуют дух и стены университета. Вообще на студентов старших курсов пандемия практически не повлияла, потому что они уже были в нашей структуре, они интегрированы в неё. Другое дело начальные курсы…, здесь есть вопросы, но они тоже решаемы. Но, конечно, чувства локтя уже нет, потому что мы все где-то далеко сидим и видим только картинку на экране», – говорит проректор ПГУ по информатизации и инновационным технологиям в образовании.
С другой стороны, заранее подготовленные электронные материалы – это хорошее подспорье для преподавателя. Преподаватель может не тратить время на механическую диктовку, а давать только самое важное и уделять больше внимания обсуждению темы на паре. Даже сами традиционные формы обучения – дневная и заочная – трансформируются под влиянием новых технологий.
«У нас сейчас есть 3 формы ведения учебного процесса: очная, заочная и очно-заочная. Тенденция в российском образовании такова, что заочные направления постепенно заменяются на очно-заочные. Часть времени студенты должны будут присутствовать в университете аудиторно, а часть отводится на самостоятельно-дистанционное обучение, как у заочников. Количество часов аудиторных занятий больше, чем у заочников, но меньше, чем у дневного отделения. А чтобы обеспечить нормальное функционирование этой системы, мы должны поддерживать электронную платформу. Студентам не надо будет отпрашиваться с работы на сессию на 2 недели, как раньше. Сами пары проходят по расписанию в очном формате (во второй половине дня и по субботам) либо в дистанционном формате видеоконференций», – рассказал Алексей Долгов.
Кстати, в таком формате смогут учиться не только заочники, но и те, кто получает дополнительную профессиональную подготовку или проходит курсы повышения квалификации. У ПГУ большой запрос на них от разных министерств и ведомств.
Следующие материалы
- Глава Минздрава встретилась с преподавателями и студентами медфака ПГУ
- Молодые журналисты узнали, как создавать лонгриды
- ПГУ переходит на дистанционный формат работы
- Развитие севера: в Рыбнице презентовали монографию
- «IT-Квантум»: «кремниевая долина» в ПГУ
- Тайны киммерийцев и неизведанная история: научные достижения-2021
- В ПГУ прошла онлайн-конференция, посвящённая Дню науки
- Цифровое образование: этой осенью в ПГУ планируют открыть Центр «IT-Квантум»