logo

Профессиональное самоопределение личности обсудили на ФПП

Республиканский научно-методический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности: научные подходы, содержание и технологии» состоялся 27 сентября на факультете педагогики и психологии ПГУ. Модератор мероприятия – заведующий научно-исследовательской лабораторией «Психолого-педагогическое проектирование» к.пс.н.  доцент С.Г. Кучеряну.

В работе семинара приняли участие проректор по научно-инновационной работе к.э.н. доцент И.В. Толмачева, декан факультета педагогики и психологии к.п.н. доцент Л.И. Васильева, начальник Управления профессионального образования Министерства просвещения ПМР Л.К. Тануркова, заместитель начальника Управления общего образования Министерства просвещения ПМР Н.В. Солдатова, сотрудники лаборатории, преподаватели факультета и  педагоги-психологи организаций образования Каменского, Рыбницкого, Дубоссарского, Слободзейского районов, городов Тирасполь, Днестровск и Бендеры.

С приветственным словом перед участниками выступила декан факультета педагогики и психологии к.п.н. доцент Л.И. Васильева. Людмила Ивановна высоко оценила деятельность научно-исследовательской лаборатории «Психолого-педагогическое проектирование» и рассказала об актуальности поднятой на семинаре темы. Людмила Ивановна пожелала присутствующим плодотворной работы в решении проблем профессионального определения личности.  

Проректор по научно-инновационной работе к.э.н. доцент И.В. Толмачева также высказала слова приветствия. Ирина Вильевна подчеркнула, что из 30 лабораторий ПГУ деятельность НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование» всегда отмечается Министерством Просвещения ПМР как одна из лучших. «Мы видим результаты работы: это экспериментальные площадки, разработка методических и учебных пособий, методических рекомендаций. Самое главное – ориентироваться на прикладной аспект полученных результатов», - отметила Ирина Вильевна. Проректор по научно-инновационной работе к.э.н., доцент И.В. Толмачева пожелала всем успехов и конструктивного обсуждения затрагиваемых проблем.

Начальник Управления профессионального образования Министерства просвещения ПМР Л.К. Тануркова сообщила о дорожной карте реализации концепции развития начального и среднего профессионального образования в ПМР. Людмила Константиновна отметила значимость практических результатов действующей на базе Приднестровского госуниверситета научно-исследовательской лаборатории «Психолого-педагогическое проектирование».

С информацией о реализации проекта «Профориентация» в курсе средней школы выступила заместитель начальника Управления общего образования Министерства просвещения ПМР Н.В. Солдатова.

Об основных направлениях психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности в условиях непрерывности образования республики рассказала заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психолого-педагогическое проектирование» к.пс.н. доцент С.Г. Кучеряну. В начале выступления Стела Георгиевна перечислила факторы, влияющие на профессиональное самоопределение. К ним можно отнести личностные особенности, представления о себе и о мире профессий, социальные факторы и др. Докладчик раскрыла специфику психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности, остановилась на главных задачах и особенностях его осуществления в условиях непрерывности образования в нашей республике. В систему профессионального самоопределения входят знакомство дошкольников с трудом взрослых и профессиями – профпревью, психологическое сопровождение обучающихся 1-4 классов – профстарт, психологическое сопровождение обучающихся 5-9 классов – профнавигатор, обучающихся 10-11 классов (профориентация) и студентов – профкарьера.

Начальник отдела психологического сопровождения и профориентационной работы И.В. Клименко проинформировала о нормативной и методической базе профориентационной деятельности в организациях образования ПМР. «Подготовка молодого человека к  сознательному выбору профессии является ключевым моментом в его дальнейшем профессиональном становлении, и нам нужно выстроить систему современной профориентационной работы», - отметила Илона Васильевна, подчеркнув, что в Приднестровье, как и в Российской Федерации,  профориентации придается большое значение. Значимость повышения эффективности профориентационной работы, системы подбора, расстановки и перемещения кадров обозначил в Стратегии развития ПМР на 2019-2026 годы Президент ПМР В.Н. Красносельский.

В своем докладе И.В. Клименко уделила особое внимание концепции развития психолого-педагогической службы в системе образования  Приднестровья. Перечислив законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы исполнительных органов государственной власти, программы курса «Профориентация», утвержденные в Приднестровской Молдавской Республике, Илона Васильевна констатировала, что нормативно-правовая база, регламентирующая профориентацию в ПМР, требует пересмотра. «Мир стремительно меняется, и сегодня нам нужны новые положения, новые программы», - заключила И.В. Клименко, сообщив, что сотрудники НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование» совместно с работниками Министерства просвещения уже обсудили совместный план работы по решению данных вопросов.

В практической части сотрудники лаборатории С.С. Жуткевич и А.К. Шагалова продемонстрировали результаты, полученные по проектированию психодиагностического направления психолого-педагогического сопровождения личности на разных уровнях профессионального самоопределения. С.Н. Гончар раскрыла особенности  реализации технологии планирования профессиональной карьеры.

Татьяна Сырбу.

  • IMG_0214
  • IMG_0220
  • IMG_0225
  • received_688512101630905_site
  • received_792447741169743_site