ПГУ им. Т.Г. Шевченко

В Русском центре ПГУ прошел межфакультетский круглый стол

5 февраля в стенах Русского центра ПГУ состоялся межфакультетский круглый стол на тему «Коммуникативно-речевое воздействие субъектов образовательного процесса в вузе».  Организаторы мероприятия - кафедра родного языка и литературы в начальной школе и кафедра русского языка и межкультурной коммуникации. Активное участие в заседании межфакультетского круглого стола приняли студенты, преподаватели  факультета педагогики и психологии и филологического факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко.

С приветственным словом к участникам обратились декан факультета педагогики и психологии Людмила Ивановна Васильева и  декан филологического факультета Оксана Владимировна Еремеева. Деканы поблагодарили за возможность проведения встреч в таком формате и выразили надежду на дружбу между факультетами и плодотворную совместную работу.

В рамках круглого слова прозвучали  выступления преподавателей двух факультетов. Первой взяла слово заведующая кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации доктор филологических наук профессор Е. А. Погорелая.  Тема выступления Екатерины Афанасьевны «Реальные и виртуальные субъекты современного образовательного процесса». По словам докладчика,  самая главная задача преподавателя заключается не в том, чтобы давать новые порции знаний, а в том, чтобы научить студентов добывать эти знания самим. Сегодня мир радикально изменился, общество озабочено осознанием своей культуры, своего ментального состояния, чтобы не потерять себя в этом мире. Особенно важна, по мнению Е.А. Погорелой,    новая культурно-информационная среда, которая появилась, когда определились новые ориентиры. Такую среду должен создать каждый вуз, каждый педагог и обучающийся.

«Коммуникативные следы городского пространства» стали темой доклада кандидата филологических наук  доцента кафедры русского языка и межкультурной коммуникации   Виктории Андреевны Романенко. «Мы живем в такой среде, которая формирует нас как языковую личность, как культурную личность», - такими словами начала свое выступление Виктория Андреевна. Вся знаковая сфера - это все то, что создано руками человека. Начиная с 90-х годов внимание исследователя привлекает читатель текста, а с 1999 года - зритель в картине. Город – это обязательно возрастные и разные социальные стратумы. Недавно вышла книга «Собственная логика городов», которая представила такое определение, как «городской габитус» - оно помогает обозначить глубинные понятия города.

Кандидат педагогических наук доцент кафедры родного языка и литературы в начальной школе Алла Ивановна Маслова представила доклад на тему «Техника речи как составная часть культуры устной речи педагога».  «Речь удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться ей», - рассказывала Алла Ивановна. Устная речь педагога – речь творимая и обладает такими качествами, как многоканальность, избыточность и лаконизм и многими другими. Сфера обучения – это сфера повышенной ответственности. Поэтому к ней предъявляют следующие требования: чистота, выразительность, уместность, логичность и т.д. Хороший педагог  - это человек не только эрудированный, но и грамотный. В своем докладе Алла Ивановна рассказала, какой должна быть техника речи педагога: правильное речевое дыхание, голос, дикция, интонация.

Межфакультетский круглый стол был завершен докладом на тему «Невербальные средства во взаимодействии субъектов образовательного процесса». Татьяна Борисовна Кулакова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры родного языка и литературы в начальной школе раскрыла проблему невербального общения, к которой обращались многие известные ученые. Особо Татьяна Борисовна подчеркнула, что ученики и студенты воспринимают лишь 7% текстовой информации, остальную же – посредством мимики и жестикуляции педагога. Поэтому педагогу важно владеть искусством жеста, мимикой лица и даже пантомимикой.

Студенты и педагоги с интересом слушали все выступления и задавали интересующие  вопросы.

Яна Топор и Мария Барбус,

студентки 1 курса  кафедры журналистики