ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Круглый стол ко Дню России

Республиканский научно-просветительский круглый стол, посвящённый Дню России, 12 июня состоялся в ресурсном центре естественно-географического факультета. Мероприятие было организовано Приднестровским центром Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» при поддержке Контактного центра ПГУ по взаимодействию с Россотрудничеством. Участие приняли учителя и учащиеся средних общеобразовательных учебных заведений республики и студенты ПГУ.

С приветственным словом выступил директор ПЦ РГО, зам. декана по научной работе ЕГФ кандидат географических наук, доцент  В.Г. Фоменко. 

«Великая страна, Великая Россия освещает судьбу Приднестровья на протяжении 300 лет. Мы отражаем все боли, все радости России, её многонациональный состав и судьбу. Поэтому для нас культурное сотрудничество и симбиоз с Российской Федерацией всегда были путеводным знаменем при решениях наших проблем, а также в наших свершениях и достижениях», – отметил Владимир Григорьевич.

Далее вниманию участников был  представлен видеоролик с записью совместного исполнения песни «Желаю тебе, земля моя!» участниками некоммерческого российского культурно-просветительского проекта #МузыкаВместе, созданного российским композитором и продюсером Тимуром Ведерниковым.

После эмоционального музыкального момента участники круглого стола перешли к научной части.

С докладом об эволюции государственной символики Российской Федерации и её значении в отражении национальной идентичности выступил студент I курса Института государственного управления и социально-гуманитарных наук Владимир Крачун. Он рассказал об исторических этапах формирования государственной символики Российской Федерации — герба и флага, отметив, что каждый из символов прошёл значительный путь трансформации, отражая ключевые вехи в истории государства. Особое внимание докладчик уделил роли символики в формировании национальной идентичности, суверенитета и единства российского народа.

Учащийся 10 класса Тираспольской гуманитарно-математической гимназии Артём Мельник представил сообщение на тему «История российского конституционализма: проекты и конституции XVIII-XX вв.»,  осветив ключевые этапы становления конституционных идей в России, начиная с проектов XVIII века — в частности, предложений В.Н. Татищева и Конституции Новикова, и заканчивая основными конституциями XX века. Особое внимание Артём уделил историческому контексту, целям и последствиям каждого этапа.

Учитель географии первой квалификационной категории тираспольской средней школы №2 им. А.С. Пушкина Ирина Владимировна Радомская в своем докладе «Россия: навигатор географических открытий и пионер научных исследований» подчеркнула уникальную роль России в истории мировой географии, отметив вклад российских исследователей в открытие новых территорий, таких как Сибирь и Дальний Восток, а также значимость российских экспедиций в развитии науки и картографии.

Учащиеся 8 класса и 10 класса Тираспольского общеобразовательного теоретического лицея Маргарита и Екатерина Трухины подготовили историко-географический очерк формирования территории России. В нём они осветили ключевые этапы расширения русских земель — от древнерусских княжеств до современного государства, подчеркнув влияние природных условий и важных исторических событий на становление территории страны.

О «семи чудесах России», выявленных в ходе одноименного проекта рассказали учащаяся 10 класса Тираспольского общеобразовательного теоретического лицея Екатерина Лупашко и учащаяся Бендерской средней общеобразовательной школы №13 Эвелина Обновил.

Проект «Семь чудес России» – инициатива, направленная на выявление и популяризацию самых значимых культурных, природных и исторических достопримечательностей России. Цель проекта — привлечь внимание к уникальным объектам страны, повысить туристическую привлекательность регионов и сохранить культурное наследие.

Девочки поведали о таких достопримечательностях, как Долина гейзеров, Дворцово-парковый ансамбль Петергоф, озеро Байкал, Собор Василия Блаженного, хребет Маньпупунёр, гора Эльбрус, Мамаев курган и монумент «Родина-мать зовёт!».

На особо охраняемых природных территориях России акцентировала внимание студентка I курса направления «География» София Телешко. Она отметила, что особо охраняемые природные территории, такие как заповедники, национальные парки и заказники – важные зоны для сохранения природы, редких видов растений и животных России.

Об экологических инновациях России, современных технологиях по переработке отходов и развитию «зелёной» энергетики, экологическом транспорте и реализуемых в России инициативах по защите окружающей среды рассказали учащиеся 7 и 5 класса Тираспольской СШ №8 Кирилл и Дария Капитальчук.

Виртуальную экскурсию по самым удивительным туристическим местам Российской Федерации провели учащиеся 11 класса ТСШ №2 Эвелина Поян и Николай Капацина. В список представленных ими достопримечательностей также вошли «семь чудес России», о которых говорилось ранее. «Россия – это страна, где каждый найдет что-то для себя», – подытожили ребята.

В качестве интеллектуальной разминки и для закрепления полученных знаний В.Г. Фоменко провёл викторину «Знаете ли вы Россию?», включавшую  вопросы по географии и картографии России.

После викторины в рамках проекта «Дни документального кино» был показан документальный фильм «Моя страна – моя Россия» производства RT Documentary, включавший также рассказ  о Международной выставке-форуме «Россия». Это масштабное государственное мероприятие, проходящее на ВДНХ в Москве. Оно организовано по инициативе Президента РФ В.В. Путина и проводится для того, чтобы представить достижения страны в различных сферах: науке, экономике, культуре, технологиях, промышленности, образовании, медицине.

После просмотра фильма, показ которого был организован Контактным центром Россотрудничества, презентация докладов продолжилась.

Культурное многообразие народов России стало темой сообщения учащегося 10 класса Бендерской СШ №2 Ивана Адук. Докладчик отметил, что Россия объединяет более 190 народов, каждый из которых вносит свой вклад в общее наследие страны — через язык, традиции, ремёсла и праздники. Особое внимание он уделил уважению к этническим особенностям других народов, что способствует укреплению гражданского единства страны.

Учащийся V курса Тираспольского Суворовского военного училища Тимур Доценко выступил с сообщением на тему «Военная символика как отражение российской идентичности и патриотизма», опираясь на пример ТСВУ.

О женщинах-героинях Первой мировой войны рассказала учащаяся 10 класса Тираспольской гуманитарно-математической гимназии Валерия Герасимова. Подчеркнув важную роль женщин в годы войны — от самоотверженного труда в тылу до участия на передовой, на примере реальных судеб Валерия показала, как храбрость, сострадание и сила духа помогали женщинам преодолевать тяготы военного времени и сражаться бок о бок с мужчинами.

Сообщение о детях войны подготовили учащиеся 8 класса Тираспольской гуманитарно-математической гимназии София Никифоренко и Владислава Скрипченко. Они рассказали не только о судьбе детей, переживших ужасы войны, но и о юных героях, сражавшихся наравне со взрослыми. Особое внимание было уделено детям-солдатам, партизанам и пионерам — Героям Советского Союза, чьи подвиги навсегда отпечатались в истории России как символ мужества, стойкости и любви к Родине.

По завершению выступлений В.Г. Фоменко вручил участникам небольшие презенты: брошюры с информацией о деятельности РГО, брошюры о направлениях и специальностях факультета естественно-географических наук для будущих абитуриентов и выпуски старейшего российского научно-популярного журнала «Вокруг света». Самым младшим участникам  Кириллу и Дарии Капитальчук Валерий Григорьевич подарил сладкие призы. Авторы докладов и их научные руководители получат грамоты за участие в работе круглого стола.

Николай Зинченко.