ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Цифровая трансформация образования: опыт и перспективы

Круглый стол с международным участием под таким названием прошел 29 ноября в конференц-зале главного корпуса университета. Модератором мероприятия выступил проректор по информатизации и инновационным образовательным технологиям канд. тех. наук, доцент А.Ю. Долгов.

«Цифровые и электронные технологии окружают нас везде. Актуальным является вопрос о степени цифровизации образования, каким образом можно и нужно внедрять эти технологии в образовательный процесс. Хотелось бы обсудить эти вопросы сегодня, поделиться опытом и удачными примерами внедрения и послушать педагогов, специалистов, каким образом необходимо внедрять эти технологии», – отметил в своем вступительном слове Алексей Юрьевич.

Круглый стол проходил в комбинированном формате: одна часть докладчиков подключилась к заседанию через ZOOM, другая присутствовала в зале. Программа мероприятия была обширной и включала выступления 12 докладчиков.

Первой слово предоставили доценту кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента канд. пед. наук Л.Т. Ткач. Любовь Тимофеевна раскрыла вопрос об использовании интернет-ресурсов в содержании педагогического образования. «В рамках моей дисциплины работает проект, по которому студенты учатся находить необходимые материалы на youtube, перекидывать информацию в облако, преобразовывать ее в QR-код и с ним приходят на занятия. На парах мы его сканируем и смотрим иллюстрацию к тому, о чём мы говорили», – рассказала спикер.

Говоря о своем опыте работы на электронно-образовательной платформе Moodle, Л.Т. Ткач отметила: «Мы работаем в аудиториях, когда нам идти в Moodle? Чтобы обучиться работе на этой платформе, наполнить ее программами, лекционными материалами, необходимо время. У нас его нет. Это проблематичный вопрос во всех отношениях. Я убеждена, что все цифровые программы, платформы должны быть использованы в качестве наглядности материала, но не как основной вид педагогической деятельности. Потому что педагог не может состояться без тесного взаимодействия, живого общения с обучающимися».

Тему использования искусственного интеллекта в процессе обучения озвучил старший преподаватель кафедры информатики и программной инженерии Рыбницкого филиала А.Б. Глазов, выступив с докладом «Практический опыт по использованию больших языковых моделей при написании программ». Анатолий Борисович сказал, что в целях обучения ребят программированию можно и нужно использовать искусственный интеллект. Это отличный вспомогательный элемент. Спикер отметил, что наиболее качественными в написании программного кода показали себя такие чаты, как Claude и Chat GPT. Однако все равно необходима «ручная» доработка.

На отношении студентов вуза к применению нейросетей в обучении, потенциальных возможностях и точках риска акцентировала внимание студентка IV курса направления «Психология» Даниела Урсул, подготовившая доклад под руководством старшего преподавателя кафедры психологии В.Ю. Могилевской. В рамках своего исследования Даниела провела опрос среди обучающихся вуза, в котором приняли участие 102 человека. По результат исследования, 48% опрашиваемых используют нейросети очень часто, 40,2% – иногда, 11,8 % – редко или никогда. Чаще всего студенты используют ИИ для поиска информации по учебе, помощи в написании эссе, редактирования или улучшения текста, генерации идей. Более 65% почти всегда полагаются на нейросеть, а не на собственные усилия и считают, что искусственный интеллект оказывает положительное влияние на академическую честность.

«Искусственный интеллект уже стал неотъемлемой частью образовательно среды, открывая широкие возможности для оптимизации учебного процесса. Однако есть и риски. Среди них – снижение мотивации к самостоятельному обучению, вероятность использования недостоверной информации и т.д. Необходимо учить студентов эффективно работать с нейросетями и критически оценивать их результаты», – заключила студентка.

Преподаватель кафедры промышленности и информационных технологий Бендерского политехнического филиала Е.Ю. Чебан поделилась опытом применения программ-построителей экзаменационных билетов, а заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии и основ безопасности жизнедеятельности тираспольской средней школы №3 Э.А. Думик остановилась на развитии и проблемах цифровизации образования.

В ходе работы круглого стола «Цифровая трансформация образования: опыт и перспективы» были заслушаны и другие доклады.

Татьяна Дикусар.