ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Красота в глазах смотрящего: портрет Оскара Уайльда

Республиканский круглый стол «Красота в глазах смотрящего», посвященный 170-летию со дня рождения английского писателя, 26 ноября состоялся в Русском центре фонда «Русский мир».

«Оскар Уайльд – личность яркая и неординарная. Надеемся, что на сегодняшней встрече многие из вас откроют его для себя с новой, неожиданной стороны», – отметила в приветственном слове канд. филол. наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ольга Владимировна Литвин.

Зав. кафедрой английской филологии канд. пед. наук, доцент О.В. Щукина выступила с докладом на английском языке «Oscar Wilde and his creative in the context of 19th century literature» («Оскар Уайльд и его творчество в контексте литературы XIX века»). Ольга Викторовна напомнила, что Оскар Уайльд – выдающийся драматург, эстет, поэт и прозаик – был одним из самых популярных и противоречивых литературных деятелей XIX века, известным своей сатирой и остроумием. Он выступал против лицемерия викторианского общества, был бунтовщиком,  защитником индивидуальности и мастером языка, оставив потомкам великое литературное наследие.

Старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы А.С. Винницкая сделала акцент на пути красоты в жизни и творчестве Уайльда. Алла Сергеевна назвала Оскара Уайльда ярким представителем эстетизма, оставившим неизгладимый след в мировой культуре. Его творческая жизнь была весьма многогранна: он был поэтом, драматургом, писателем сказок, блестящим оратором. В его творчестве переплетаются красота, провокация и глубокая философия. Любовь к готической литературе Уайльд унаследовал от матери, да и роман «Портрет Дориана Грея» во многом является отражением его интереса к готической культуре. Уайльд соединяет в этом произведении мотивы средневековой литературы с философией эстетизма.

«Поэзия Уайльда, включая такие произведения, как «Могила Шелли», продолжает вдохновлять. Он мастерски сочетал темы любви, красоты и искусства, противопоставляя их серой реальности», – заключила А.С. Винницкая, передав слово студенткам III курса кафедры русской и зарубежной литературы Наталье Топал и Катерине Степановой, зачитавшим в рамках своего сообщения сонет «Могила Шелли» в оригинале и в авторизированном переводе Н. Гумилева.

Заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы д-р филол. наук, профессор С.М. Заяц  выступил с докладом «О. Уайльд, «Портрет Дориана Грея»: феномен успеха». «Один из героев Ф.М. Достоевского говорил, что красота спасет мир. Но какая красота? Внутренняя, духовная, душевная… А внешняя? Важна ли она?» – обратился к аудитории Сергей Михайлович, констатировав, что  именно этими вопросами в «Портрете Дориана Грея» задавался и О. Уайльд.

Доцент кафедры молдавской филологии канд. филол. наук Е.К. Бешляга на молдавском языке представила доклад о жизни и творчестве писателя «Оскар Уайльд: вяца ши моштениря литерарэ ал ун жениу литерар».

Об интерпретации в одноактной трагедии О. Уайльда «Саломея» библейского сюжета о падчерице царя Ирода, в награду за свой танец потребовавшей голову Иоанна Крестителя, рассказала старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы И.А. Бавенкова. Примечательно, что пьеса была написана в 1891 г. на французском языке и лишь через три года переведена на английский и издана в Лондоне с иллюстрациями не менее скандального, чем Уайльд, художника О.Бердслея. Вызвавшая скандал в Англии пьеса долгое время находилась под запретом как во Франции и Великобритании, так и в России из-за того, что нельзя было выводить на сцену библейских персонажей.

Тему «Искусство и жизнь О. Уайльда: искушение отождествления» раскрыла председатель ассоциации «Педагогические инновации», член Союза писателей России и Приднестровья, филолог высшей категории Л.П. Кабанюк.

Сравнительный анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» провел старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Е.Д. Триморук. На сказках О. Уайльда как «достижении высочайшей невинности» остановилась доцент кафедры русской и зарубежной литературы О.В. Литвин.

Татьяна Дикусар.