В Приднестровском госуниверситете состоялась Республиканская научно-практическая конференция, посвященная Дню науки в Приднестровье.
На конференции представили некоторые итоги научной деятельности ПГУ в минувшем году. Так, научно-исследовательские лаборатории (их в университете 17) и кафедры в 2020-м работали над 125 темами. Кандидатскую диссертацию защитили три преподавателя. Звание доцента присвоено семи преподавателям.
В ходе конференции отмечалось, что, несмотря на серьезные достижения, приднестровская наука по-прежнему развивается в непростых условиях. Как отметил ректор ПГУ Степан Берил, сегодня конкурентоспособными на международном уровне могут быть мощные университеты, академии со множеством научных школ и с современной материально-технической базой. Для решения этих задач нужны немалые средства, констатировал ректор.
В Приднестровье на науку тратится только 0,2% ВВП, в то время как, к примеру, в Южной Корее и Израиле – 4% , отметил начальник отдела по науке Правительства ПМР Михаил Бурла. На одного исследователя в ПМР приходится чуть больше 2 тыс долларов, тогда как в некоторых странах финансирование достигает 195 тыс. долларов.
«Речь не идет об огульном увеличении затрат на науку, а о повышении, которое должно дать эффект, прежде всего экономический», – считает Михаил Бурла.
Проблема не только в объеме выделяемых на науку средств, но и в подходах к финансированию научных исследований. Такое мнение высказал депутат Верховного Совета Олег Василатий. Сегодня применяется в основном проектный подход. При этом такой подход не учитывает специфику научных коллективов и разрабатываемых тем (к примеру сроки). Более рационально было бы сочетать проектное и сметное финансирование, считает парламентарий.
Недостаточное финансирование приводит к тому, что наука для основной части общества является малопривлекательной сферой. В ПМР научной деятельностью занимаются 0,1% населения, привел статистику Михаил Бурла. В некоторых странах этот показатель превышает 1%. Проблема еще и в том, что в науку не идут молодые кадры, что приводит к естественному старению этой сферы, подчеркнул начальник отдела по науке.
Олег Василатий обозначил еще одну проблему – отсутствие однозначного восприятия практической значимости деятельности научных коллективов в общественном сознании. По его словам, государство пытается стандартизировать взаимоотношения с научным сообществом и сформировать некий универсальный подход к получению научного продукта.
По его словам, сегодня прикладной результат исследования для заказчика означает то, что его можно немедленно монетизировать через использование в производственной или управленческой практике. При этом такой подход может быть применен к малому спектру наук. Он может привести к прекращению разработки некоторых научных направлений и, как следствие, к утрате кадров, а значит, утрате образовательных компетенций государства, подчеркнул докладчик.
«Это серьезный вызов, который надо осознавать. Пока Приднестровье не имеет полного международного статуса. И чтобы претендовать на него, необходимо обладать собственной системой образования. Для обывателя не всегда очевидно, что для подготовки нескольких тысяч педагогов необходимо вначале подготовить несколько десятков научных кадров. Исполнение любой государственной функции требует наличия подготовленных специалистов», – сказал Олег Василатий, добавив, что максимальный прикладной характер научной деятельности в Приднестровье должен состоять именно в воспроизводстве научных кадров.
Олег Василатий также отметил, что темы, разрабатываемые приднестровскими учеными, в особенности это касается социально-экономических исследований, должны соотноситься с масштабами нашей республики, а не формулироваться по примеру российских исследований или опираться на опыт советской научной школы.
Несколько инициатив, которые могут способствовать развитию науки в ПМР, обозначил Михаил Бурла. Так, он предложил разработать отдельный комплексный документ, который бы определял стратегию развития науки, а также возродить институт государственного премирования ученых, который действовал до 2011 года. Начальник отдела по науке считает целесообразным коммерциализировать некоторые продукты научной деятельности. Он констатировал, что сегодня, к примеру, невозможно приобрести некоторые справочники, монографии, которые издаются в ПМР, хотя и они востребованы, в особенности у тех, кто приезжает в республику.
В продолжение конференции были представлены научные доклады в сфере педагогики и психологии, литературы, археологии и т. д.
По случаю Дня науки ряд преподавателей и специалистов ПГУ были отмечены государственными наградами.
Следующие материалы
- Приднестровье может присоединиться к молодёжному проекту «Александр Невский – Слава, Дух и Имя России»
- Книжные раритеты и читальный зал для ПГУ
- Красота для ПГУ: как это будет?
- В ПГУ провели конференцию с участием руководства вузов братских республик
- Степан Берил о стоимости знаний, пользе связей и будущем ПГУ. Специальный разговор
- Выпускники ПГУ: от Президента до министров
- Код «приднестровец»: исследования социологов
- Открытая пара: приднестровские студенты вернулись в офлайн
Предыдущие материалы
- Президент поздравил представителей научного сообщества Приднестровья с Днём науки
- В ПГУ наградили самых активных студентов
- В Приднестровском госуниверситете дали старт Году молодёжи
- Александр Мартынов обратился к студентам: «Вы – наше будущее, и с вами связаны все наши лучшие надежды»
- 25 января – День студента
- Вадим Красносельский поздравил студентов с Днём святой мученицы Татианы
- Президент ПМР поздравил ректора ПГУ Степана Берила с 70-летним юбилеем
- Представители Россотрудничества наградили победителей творчестких конкурсов