ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Круглый стол к Международному дню защиты рек

14 марта в Приднестровском государственном университете состоялся Республиканский научно-просветительский круглый стол, посвящённый Международному дню защиты рек. Организатором выступил Приднестровский центр Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество». В мероприятии приняли участие школьники, студенты, преподаватели и научные сотрудники, представившие доклады о значении водных объектов, их истории и экологическом состоянии.

С приветственным словом к участникам обратился директор Приднестровского центра ВОО «Русское географическое общество», зам. декана естественно-географического факультета кандидат географических наук, доцент В.Г. Фоменко. Говоря об истории Международного дня защиты рек, Владимир Григорьевич отметил: «Раньше этот день назывался День борьбы с плотинами. Сегодня плотины не являются однозначным экологическим злом. Мы рассмотрим проблему защиты рек с точки зрения и туризма, и географии, и даже с археологической точки зрения».

Декан естественно-географического факультета доктор биологических наук, профессор С.И. Филипенко отметил важность научного изучения рек для различных сфер жизни. Сергей Иванович подчеркнул, что реки формируют климат, экономику и даже культуру стран. «Мы поднимаем актуальную проблему защиты водных ресурсов как во всем мире, так и нашей главной водной артерии – Днестра. Вопрос экологии нашей реки – значимый для экономики нашей республики, и не только для нее. В бассейне Днестра проживают порядка 8 миллионов человек разных стран. Этим вопросом занимаются и экологи, и биологи, и туристы, и химики. Благополучие рек зависит от отношения к этим природным богатствам», –сказал С.И. Филипенко.

Учащиеся 10 класса Бендерской средней общеобразовательной школы №13 Эвелина Боговид и Дарья Кустурова представили исследование «Если будут звенеть родники…», в котором они изучили состояние родников в окрестностях своего города. Они предложили меры по их сохранению, включая регулярную очистку территорий, установку информационных табличек и проведение экологических акций для привлечения внимания общественности.

Историко-географический очерк о судоходстве на Днестре подготовили учащиеся 8 класса Тираспольской общеобразовательной школы №8 Анастасия Левченко и Анастасия Михайлова.

О реках, играющих важную роль в экосистемах и культуре, рассказали учащиеся 8 класса Тираспольской средней школы №2 Алина Баранова и Иван Юрченко. Например, река Хуанхэ в Китае, известная своими наводнениями, из-за которых её часто называют «река, которая убивает». Река Лена, протекающая по Сибири, является одной из самых длинных рек России и замерзает почти на половину года, ограничивая судоходство. Ганг в Индии считается священной рекой, несмотря на серьёзные проблемы с загрязнением. В завершение своего доклада ребята упомянули реку Цитарум в Индонезии, одну из самых загрязнённых рек мира, в водах которой находятся огромные количества промышленных и бытовых отходов.

Студент 1 курса ЕГФ направления «География» С.В. Телешко подготовил исторический очерк о строительстве плотин и водохранилищ. В своем исследовании он подробно остановился на первых значимых проектах в истории гидротехники и эволюции строительных технологий.

О реке Оникс, протекающей в Антарктиде, рассказал учащийся 7 класса Бендерской средней общеобразовательной школы №15 Михаил Флерчук, отметив, что эта река является самой длинной в Антарктиде — её длина составляет около 40 километров. Интересно, что река Оникс не имеет притоков и течет через ледниковую пустыню, а её воды постепенно исчезают, не достигая океана. Это уникальное явление обусловлено тем, что в Антарктиде почти все реки и озера являются временными — они существуют только летом, когда тают ледники. Изучение реки Оникс для ученых представляет собой большую сложность. Она расположена в труднодоступной части Антарктиды, где суровые климатические условия и постоянная угроза ледовых трещин значительно затрудняют исследовательские работы. Тем не менее, ученые изучают её, чтобы понять, как вода взаимодействует с льдом и какие экологические процессы происходят в экстремальных условиях.

Тему исторической значимости рек продолжил ученик 11 класса Бендерской СОШ №15 Дмитрий Михайловский. В своём докладе «Река — строитель памяти о прошлом» он рассказал, как водные объекты отражают события прошлого, являясь свидетелями исторических изменений, развития поселений и экономической активности регионов.

Учитель географии Тираспольской средней школы №2 Ирина Викторовна Радомская в своем докладе «Изучение рек в школьном курсе географии» подчеркнула, что современные методики преподавания должны уделять больше внимания практическому исследованию водных объектов.

Ученица 11 класса теоретического лицея-комплекса «Республиканский молдавский теоретический лицей-комплекс» Даниела Мицул выступила на молдавском языке с сообщением «Рыуле ку апа лине», учащаяся 9 класса Мэдэлина  Виеру подготовила доклад «Трей рыурь ка обьекте але патримониулуй културал ши историк: Волга, Дунэря, Нистру».

С докладами также выступили студент ЕГФ направления «Туризм» Д.О. Сырга («Реки как объекты туристического интереса») и студент направления «География» И.Д. Баранов («Экономическое значение и экологическое состояние Дубоссарского водохранилища»). В первом  рассматривались перспективы развития экологического туризма, во втором поднимались вопросы устойчивого использования водного ресурса и предотвращения экологических рисков.

О значении реки Днестр в историческом развитии региона рассказала специалист НИЛ «Археология Поднестровья» К.А. Фролова в докладе «Днестр — путешествие во времени». Ксения Александровна осветила роль реки как торгового пути, стратегического объекта и важного природного ресурса на протяжении веков.

Анализ связанных с реками крупнейших экологических катастроф представил учащийся 11 класса ТСШ №2 Александр Рыбкин. В своём исследовании он не только показал, какие последствия могут возникнуть при безответственном отношении к водным ресурсам, но и привел рекомендации по предотвращению подобных ситуаций в будущем.

В завершение мероприятия участники круглого стола подвели итоги и обсудили представленные доклады, отметив важность объединения усилий для сохранения водных ресурсов.

Татьяна Опренчук.