ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Состояние и перспективы развития молдавского языка

На базе Приднестровского университета 25-26 ноября состоялась международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития молдавского языка» в режиме онлайн.

В научном форуме приняли участие представители ректората университета, представители организаций и  ведомств республики, представители  ведущих российских вузов, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, учителя общеобразовательных учреждений, студенты.

Открыла конференцию и.о. декана филологического факультета, зав. кафедрой молдавской филологии Е.В.  Корноголуб. С приветственным словом к участникам встречи обратился ректор ПГУ профессор С.И. Берил. В своем выступлении ректор обозначил цели проведения конференции: обмен опытом и достижениями в области молдавской филологии, обсуждение результатов, проблем и перспектив развития молдавского языка на территории Приднестровья.

«Именно сохранение национального языка является обязательным условием сохранения самосознания самого народа в условиях стремительной глобализации и урбанизации. Опасны утраты исторического опыта и исторической памяти. Сохранение этнического, культурного и языкового разнообразия и многообразия приобретает архиважное значение», – подчеркнул С.И. Берил.

С приветственным словом выступила и министр просвещения ПМР Алла Николаевна Николюк. В своем обращении к участникам конференции министр подчеркнула важность проводимой конференции для государства, необходимость сохранения и развития молдавского языка для населения. А.Н. Николюк  рассказала о проводимой в республике государственной программе «Учебник», которая продолжит свою работу под руководством Министерства просвещения в создании актуальных учебников по преподаванию молдавского языка. «Такие конференции очень полезны в плане обмена опытом преподавания языков в нашей республике. Со стороны Министерства просвещения мы держим на контроле вопросы обеспеченности учебниками школ с молдавским языком преподавания», – отметила министр.

Работу конференции продолжило пленарное заседание. Об особенности внедрения новых образовательных стандартов в изучении молдавского языка выступила заведующий НИЛ «Факла» Д.А. Габужа. Затем профессор кафедры истории П.М. Шорников представил доклад на тему «Валерий Сеник – идеолог и политик молдавенизма». Профессор кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Е.А. Погорелая рассказала про оптимизацию дискурсивного пространства полиязычного мира Приднестровья. Председатель  молдавской секции  Союза писателей Приднестровья, член Международной ассоциации писательских союзов Г.Б. Гурски поделилась своими изысканиями о развитии молдавской литературы в Приднестровье. Продолжилась работа конференции в секциях.

26 ноября состоялся круглый стол «Масс-медиа – промоутер молдавского языка в ПМР», в котором приняли участие сотрудники молдавских редакций СМИ Приднестровья и преподаватели кафедры молдавской филологии. В тот же день состоялся мастер-класс «Современные технологии в преподавании молдавского языка и литературы», который провела ст. преподаватель  Елена Николаевна Бабий.

В ходе конференции педагоги отмечали, что наличие мотивации к изучению молдавского языка и литературы является необходимым условием успешности процесса, следовательно, может выступать одной из значимых целей и критерием отбора качественных технологий организации образовательной деятельности в предметной области «Молдавский язык и литература».

В завершение участники конференции подвели итоги проделанной работы и пришли к выводу, что для повышения внешней и внутренней мотивации учащихся при изучении молдавского языка необходимо использовать мультимедийные технологии и элементы новизны, используя более активные формы работы.

В резолюции конференции отмечается, что филологическое образование, изучение молдавского языка и литературы в школе являются важнейшим и определяющим условием становления личности юного человека и его социализации; формирования нравственной и гражданской позиции;  развития творческих и интеллектуальных способностей.

Снижение качества школьной подготовки по молдавскому языку в русской школе в целом обусловлено уменьшением количества учебных часов, отведенных на изучение молдавского языка и литературы.

В резолюции участники отмечают необходимость  признания того, что учитель выполняет важнейшую общегосударственную задачу формирования духовного и нравственного облика гражданина республики, которому предстоит решать задачи инновационного характера; организационно и финансово стимулировать действительный профессиональный рост учителя, его творческую самореализацию, в частности, способствовать публикации работ, отражающих результаты профессиональной деятельности педагога; создавать условия для научного роста, подготовки квалификационных учебно-методических, научных работ, защиты диссертаций;  разрабатывать на базе школ совместные образовательные проекты школы и вуза, способствующие не только сохранению единого образовательного пространства, но и профессиональному росту учителя.

Ольга Ящук.