ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Первенец высшей школы

В день юбилея университета главный редактор газеты Александр Карасев встретился с ректором ПГУ доктором физико-математических наук, профессором Степаном Иордановичем Берилом.

– Степан Иорданович! У руководимого вами университета – юбилей. Расскажите об истории вуза.

– Наш университет сегодня – это современный классический вуз, крупнейший научно-образовательный центр республики. Основан был в Тирасполе в 1930 году как Молдавский институт народного образования и являлся первым высшим учебным заведением Советской Молдавии. В нем работали 5 кафедр и 3 факультета, и всего обучалось123 студента. В 1933 году вуз преобразовали в Молдавский педагогический институт, а в марте 1939 года ему было присвоено имя великого украинского поэта Т.Г. Шевченко. В период Великой Отечественной войны, с июня 1941 года по июль 1944 года, вуз находился в эвакуации в г. Бугуруслане Оренбургской области. В 1952 году получил новое наименование – Тираспольский государственный педагогический институт им. Т.Г. Шевченко (ТГПИ). За время своей деятельности в годы советской власти подготовил свыше 20 тысяч учителей по различным специальностям. На начало 1990 года в институте профессиональную деятельность осуществляли пять докторов наук и 163 кандидата наук. На пяти факультетах по 11 специальностям обучались 5,5 тысячи студентов.

2 сентября 1990 года II Чрезвычайный съезд депутатов Приднестровья всех уровней провозгласил создание Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР). Возникла острая необходимость в подготовке квалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства, и Постановлением Временного Верховного Совета ПМР №25 от 21 сентября 1990 года был открыт Тираспольский государственно-корпоративный университет. Указом Президента ПМР №158 от 25 июня 1992 года в результате слияния двух вузов – Тираспольского государственного педагогического института им. Т.Г. Шевченко и Тираспольского государственно-корпоративного университета – был создан Приднестровский государственно-корпоративный университет им. Т.Г. Шевченко. С июня 1997 года он называется Приднестровский государственный университет им. Т.Г.Шевченко.

 – Конкуренция между вузами растет, абитуриенты могут без проблем выбрать любое место для учебы. В чем привлекательность ПГУ?

– Назову самые веские причины учиться у нас. Это возможность получения высшего профессионального образования по государственным стандартам РФ – лучшим образовательным стандартам на постсоветском пространстве; свободный выбор очного или заочного вида обучения; современные методики и компетентный профессорско-преподавательский коллектив; конкурсное обучение на бюджетной основе по всем направлениям подготовки специалистов, пакет социальных гарантий, лояльная система учёбы на договорной основе; наличие всех уровней образования в рамках университета: бакалавриат, магистратура, аспирантура, прохождение курсов повышения квалификации, стажировки, обучение по программе международной академической мобильности; организация практик в ведущих общеобразовательных и профессиональных организациях, на предприятиях, в спортивных школах, клубах, лечебных учреждениях; яркая студенческая жизнь, реальность открыть в себе различные таланты во время учебы; широкие возможности участия в научных исследованиях по профилю избранного направления; допустимость совмещать карьеру и учебу, а также с работой по специальности на старших курсах; государственная система распределения выпускников-бюджетников.

Стараемся уделять внимание творческому, физическому, культурно-просветительскому, гражданско-патриотическому развитию студентов. Для этого созданы все условия, и задачу свою видим не только в том, чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста, но и помочь ему стать личностью.

Университет всегда отличался высоким научно-образовательным потенциалом, основой которого является профессорско-преподавательский состав. Имена многих наших преподавателей, ученых, создателей собственных научных школ, признанных в профессиональном сообществе, хорошо известны в странах ближнего и дальнего зарубежья.

– В чем заключается качество подготовки кадров, и как вы оцениваете роль профессиональной­ общественной аккредитации в его повышении?

– Говоря о качестве высшего образования, чаще имеют в виду результаты образовательной деятельности вуза. При этом в зависимости от конечного потребителя итогом её можно считать предоставляемые образовательные услуги, если потребителем является личность (студент, слушатель системы повышения квалификации и т. д.), или выпускаемых специалистов, где потребитель – работодатель (предприятие, организация, в том числе и сам вуз), государство или общество.

Составными частями качества подготовки специалистов выступают: хорошая теоретическая база; практические навыки, умения, опыт; научный потенциал; личностно-психологические характеристики, необходимые профессиональной деятельности; уровень воспитания; общекультурный уровень, образованность; физическое здоровье. Все они для разных заинтересованных сторон, целей и ситуаций имеют разную степень важности, но вузу необходимо обеспечить, по возможности, как можно более высокий уровень всех компонентов качества.

Государственная аккредитация дает оценку соответствия образовательной деятельности требованиям государственных образовательных стандартов, то есть оценка дается образовательной организации, а не качеству подготовленных ею специалистов. Устранить это противоречие призван институт профессионально-общественной аккредитации. В отличие от аккредитации, осуществляемой общественными организациями, процедура профессионально-общественной аккредитации проводится работодателями или их объединениями, и наш университет безусловно заинтересован в ее прохождении – это одна из задач, которую предстоит решать ему. Первый шаг в этом направлении уже сделан. В 2019 году на площадке НИИ мониторинга качества образования (город Йошкар-Ола, Россия) ПГУ прошёл независимую оценку качества подготовки выпускников бакалавриата по двум направлениям «Педагогическое образование» и «Экономика», получив сертификат качества (Российская Федерация) и став участником не только федерального интернет-экзамена выпускников бакалавриата, но и его базовой площадкой. В будущем году пройдем очередную аккредитацию в Рособрнадзоре, при подаче документов для аккредитации представим сертификаты независимой оценки качества подготовки специалистов.

– Известно, что в университете проводится работа по внедрению фундаментальных и прикладных исследований в народное хозяйство. Какова степень их реальной интеграции в социально­ экономическое развитие республики?

– В принятой ученым советом в 2017 году Стратегии развития университета на период до 2022 года четко обозначена главная миссия вуза – подготовка конкурентоспособных специалистов для отраслей, научно-педагогических кадров для самого университета и других вузов и НИИ, а также активное содействие инновационному развитию ПМР средствами науки.

В настоящее время ведутся научные исследования по пяти приоритетным направлениям в области точных, естественных и гуманитарных наук, утвержденным Высшим консультативным советом по науке и технике ПМР. В 2019 году над научно-исследовательскими темами, включенными в государственный заказ, работали 25 научно-исследовательских лабораторий, результатами деятельности которых стали 11 объектов интеллектуальной собственности, 359 научных статей и 25 монографий. В этом году заключены гражданско-правовые договоры с заказчиками на выполнение 17 научно-исследовательских тем.

Научно-исследовательскими лабораториями выполнен значительный объем фундаментальных и прикладных исследований в интересах развития как самого университета, так и по государственным заказам отраслей народного хозяйства: просвещения, здравоохранения, промышленности, сельского хозяйства, всей государственной сферы. Университет является основным исполнителем государственной программы «Языки республики», обеспечивая подготовку кадров для школ и учебных заведений с молдавским и украинским языком обучения.

С 1993 года у нас действует аспирантура, в которой подготовку 63 аспирантов ведут 29 кафедр по 10 направлениям, 17 направленностям и 11 специальностям. Научно-педагогические кадры также готовим при аспирантуре научных и учебных центров России. На конец 2019 года за пределами ПМР по квоте РФ закончил обучение 71 сотрудник ПГУ, продолжает обучение 51 человек. Планируется предоставление квоты на послевузовское обучение еще ряду молодых сотрудников университета.

 – Как известно, один из острых и злободневных вопросов сегодня – трудоустройство выпускников вузов. Что делается в этом направлении?

– За последние 30 лет осуществлена подготовка более 45 тысяч специалистов, из них по педагогическим специальностям – 18,2 тысячи, по инженерным специальностям – свыше 11,5 тысячи, по экономическим – более 4,5 тысячи, по строительным – 3,7 тысячи, по юридическим – 3,3 тысячи, по аграрным – 2,1 тысячи, по медицинским – 1,7 тысячи.

Около 80% выпускников, получивших государственное распределение, сегодня трудятся в министерствах и ведомствах, на предприятиях и в организациях всех форм собственности республики. Это стало возможным благодаря тому, что у нас не только сохранена система государственного распределения (по окончании учебы молодых специалистов направляют на работу на предприятия и в учреждения республики на основании поступивших заявок от работодателей), но и действует ежегодный государственный заказ на подготовку специалистов исходя из потребностей рынка труда. С 2018 года ведётся работа по заключению соглашений о сотрудничестве с профильными министерствами и ведомствами.

Но свою миссию видим не только в выпуске студентов, но и в том, что должны быть активными участниками обеспечения первой занятости выпускников. В связи с этим восстановили систему государственного распределения студентов, обучающихся на бюджетной основе, к местам занятости, благодаря которой тысячи ребят обрели интересную работу, став высококвалифицированными специалистами. В последние годы наряду с выпускниками-бюджетниками государственным распределением охвачены и выпускники-договорники.

 – Сегодня коронавирус коснулся всех. Как считаете, не отразится ли сложившаяся ситуация на качестве знаний студентов? Хотелось бы узнать ваше отношение к дистанционной форме обучения.

– Наш коллектив стабильно работает по всем направлениям деятельности в условиях пандемии. Выполняем все поставленные перед нами задачи как в ходе дистанционного обучения, так и во время итоговых аттестаций и зачисления абитуриентов. Приемная кампания этого года, носившая особый характер, прошла на должном уровне. Абитуриенты показали себя подготовленными людьми, и мы можем успешно работать с ними. Предусмотрена специальная система индивидуальных занятий с каждым студентом, что позволяет раскрыть их способности и таланты.

По поводу применения дистанционного формата обучения скажу следующее. В случае если студент не может разобраться с новым материалом, у него есть возможность повторно прочитать (или ознакомиться в записи) лекцию, посмотреть интересующее видео или презентацию. Разработанные преподавателем учебно-методические материалы для студентов являются образцом того, как из множества источников можно моделировать информацию согласно теме и рассматриваемым вопросам. Дистанционный формат обучения требует от обучаемых максимальной организованности, ответственности и самостоятельности. Им предоставляется возможность получать доступ к большому объёму материалов, развивать навык самообразования, добывать знания с помощью необходимых для этого материалов и технологий. Полагаю, правильно организованный процесс не сильно отразится на качестве подготовки будущих специалистов.

Однако хочу отметить, что переход университета на полный формат онлайн-работы – это вынужденная мера, обусловленная необходимостью обеспечения безопасного режима обучения в условиях пандемии и направленная на сохранение функционирования системы образования. Даже самые продвинутые информационные и компьютерные технологии не могут заменить преподавателя. Всецело поддерживаю выступление ректора МГУ им. М.Ломоносова академика В.Садовничего на съезде Российского союза ректоров, который отметил, что полноценное образование невозможно без диалога учителя и ученика, преподавателя и студента, лицом к лицу, без вопросов и ответов, без нового человеческого общения. Огромную роль играет университетская атмосфера научного поиска и творчества, нового общения. Без учителя, без обратной связи современному ученику или студенту учиться что по книгам, что по интерактивным мультимедийным курсам в Интернете почти так же трудно, как Маугли.

 – И в заключение, что бы вы хотели пожелать коллегам и студентам в связи с юбилеем?

– От всей души поздравляю студентов, преподавателей и всех работников вуза с 90-летним юбилеем Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко! Искренне желаю всем успешной увлекательной учебы, ярких студенческих будней, коллегам – талантливых ребят, улыбок и плодотворного труда во славу приднестровской науки и образования, а выпускникам – успехов во всех творческих начинаниях, смелости мысли и вдохновения! Процветания нашей аlma mater и уверенного движения вперед через тернии к самым ярким звездам!

Газета "Приднестровье"