ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Республиканский круглый стол «Многоуровневое высшее образование – позиция работодателя»

Республиканский круглый стол «Многоуровневое высшее образование – позиция работодателя», проведенный кафедрой дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента факультета педагогики и психологии, 16 мая прошел в конференц-зале ПГУ им. Т.Г. Шевченко. В его работе приняли участие заместитель министра по социальной защите и труду ПМР кандидат экономических наук, доцент Иван Васильевич Васильев, главный специалист управления общего образования Министерства просвещения ПМР Диана Анатольевна Лазарева, проректор по образовательной политике и менеджменту качества обучения ПГУ им. Т.Г. Шевченко кандидат педагогических наук, доцент Лариса Валерьевна Скитская, проректор по научно-инновационной работе ПГУ им. Т.Г. Шевченко кандидат экономических наук, доцент Ирина Вильевна Толмачева, декан факультета педагогики и психологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко кандидат педагогических наук, доцент Людмила Ивановна Васильева, преподаватели факультета, Бендерского педагогического колледжа, проректор по научной работе ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации» Валерия Вячеславовна Улитко, представители управлений народного образования городов и районов республики, руководители организаций дошкольного, специального (коррекционного) и профессионального образования.

К участникам круглого стола с приветствием обратилась Ирина Вильевна Толмачева. Декан факультета Людмила Ивановна Васильева подчеркнула, что круглый стол, как и все мероприятия текущего периода, проводится в преддверии 40-летия факультета педагогики и психологии. На протяжении четырех десятилетий факультет готовит педагогические кадры для системы образования республики, ведет постоянный поиск новых подходов повышения их качества в современных социально-экономических условиях.

Руководитель рабочей группы по подготовке круглого стола кандидат педагогических наук, профессор Любовь Тимофеевна Ткач отметила, что обсуждение вынесенных для дискуссии вопросов в течение полугода проходило на семинарах кафедры, педагогических советах организаций образования, совещаниях управлений образования. Заведующий кафедрой дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента (ДСОиПМ) кандидат педагогических наук доцент Татьяна Анатольевна Гелло выделила основные задачи проведения круглого стола: сверить позиции вуза, работодателей и заказчика относительно современных требований к качеству подготовки бакалавров и магистров по педагогическому и психолого-педагогическому направлению в области дошкольного и специального (коррекционного) образования, обменяться мнениями о путях привлечения работодателей к определению содержания и технологии подготовки кадров на этапе разработки образовательных программ в соответствии с требованиями ГОС ВО нового поколения.

Участники круглого стола обсудили пути конструктивного сотрудничества выпускающей кафедры с организациями образования по формированию профессиональных компетенций будущих педагогов. В качестве основных участниками были выделены два вопроса: реализация компетентного подхода в условиях многоуровневой подготовки педагогических кадров, профессиональная и образовательная мобильность выпускника.

В выступлении доцента А.М. Курлат было отмечено, что в настоящее время организующее начало для всех уровней образования выполняют Государственные образовательные стандарты, позволяющие объединить и определить уровень полномочий и ответственности каждой структуры в их выполнении. Данную позицию поддержали начальник отдела дошкольного образования Тираспольского УНО А.Г. Байзан, заведующие МДОУ №17 г. Тирасполь Н.Ю. Бойко, МДОУ №20 А.Л. Лопатюк. С их точки зрения, обсуждение любой проблемы, связанной с образованием, должно вестись в плане подготовки кадров к реализации новых образовательных стандартов всех уровней образования. Современные стандарты нацелены на то, чтобы была возможность вводить инновации в современный образовательный процесс, изменять его и модернизировать. Развивая идеи выступлений доцентов Э.А. Музенитовой, А.М. Чобан-Пилецкой, старшего преподавателя А.А. Неделковой, высказали свое мнение заведующая МДОУ №19 В.В. Донцу, проректор по научной работе ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации» В.В. Улитко по вопросам стандартизации разных уровней образования, содержания профессиональных компетенций педагога, готовности выпускника к выполнению обобщенных трудовых функций. Участники встречи выдвигали конкретные предложения по оптимизации педагогического образования, отмечая логическую связь между качеством образовательного процесса и уровнем подготовки педагога. Особое внимание они уделили практической части обучения студентов, подтверждая, что выпускники вуза имеют достаточно хорошую теоретическую подготовку.

Тему практической подготовки выпускников всесторонне представила зам. декана по научной работе ФПиП доцент О.Л.Марачковская, которая отметила, что в соответствии с требованиями стандарта, кафедра привлекает к руководству практикой педагогов и руководителей организаций образования, однако, в силу ряда объективных причин, снижается и даже иногда отсутствует мотивация практических работников к приему студентов для прохождения практики. В качестве инструмента повышения мотивации и ответственности за качество прохождения практики на местах Ольга Людвиговна предложила предусмотреть учет руководства практикой и наставничество как показатель в аттестационных требованиях для педагогов-практиков, претендующих на первую и высшую квалификационную категорию.

В ходе дискуссии также было озвучено, что необходимо постоянно совершенствовать уже устоявшиеся формы сотрудничества вуза и работодателей. По мнению доцента В.А.Гелло, этому может способствовать создание творческих исследовательских групп, формирующих заказ на выполнение актуальных для системы дошкольного и специального (коррекционного) образования тем выпускных квалификационных работ. Опираясь на опыт Российской Федерации, Валентина Алексеевна указала на необходимость создания на базе организаций образования отделений кафедры, реализации требований стандарта по сетевому взаимодействию всех структур, заинтересованных в подготовке современных высококвалифицированных кадров.

Обсуждалась и важная проблема подготовки кадров для системы специального (коррекционного) образования. Доцент З.А.Никоненко подчеркнула многогранность и сложность работы в данном направлении, так как в ее основе лежит овладение студентами медико-психолого-педагогическими основами коррекционной деятельности, подтвержденными в период разных видов практик. Отдельные вопросы содержания, организации, включения в самостоятельную деятельность студентов-практикантов раскрыли в своих выступлениях руководитель МС(к)ОУ№2 г.Тирасполь Т.И. Гикова, СК(к)ОУ№44 г.Тирасполь А.Г. Токарева. О необходимости решения острой задачи подготовки педагогов-дефектологов для работы со взрослыми высказал руководитель ГУ «Республиканский спортивный реабилитационно-восстановительный центр инвалидов» Г.П. Чебан.

Вопрос сформированности качеств, необходимых специалисту, оказался не менее актуальным. С точки зрения участвующих в дискуссии, именно гибкость, мобильность, быстрая реакция на меняющиеся события – главные качества будущих педагогов, которые должны быть заложены в проектируемой модели личности выпускников вуза.

Участники отметили конструктивный характер состоявшегося обмена мнениями, открытость, теоретическую и практическую направленность научных сообщений и выступлений. Выражая свое удовлетворение всесторонним обсуждением поставленных проблем, педагоги констатировали, что в настоящее время необходимо расширение и амплификация сотрудничества кафедры с организациями образования по вопросам профессиональной подготовки педагогических кадров, обновления содержания дошкольного и специального (коррекционного) образования в соответствии с образовательными и профессиональными стандартами.

По итогам работы Республиканского круглого стола была принята резолюция, в которой отмечено, что в Приднестровской Молдавской Республике система педагогического образования развивается и совершенствуется в соответствии с обновляющимися нормативно-правовыми требованиями, запросами рынка труда, потребностью республики в кадрах. Опыт сотрудничества выпускающей кафедры ДСО и ПМ с отраслевыми ведомствами, организациями дошкольного, специального (коррекционного) и профессионального образования можно признать успешным. Вместе с тем, не все имеющиеся резервы эффективного сотрудничества использованы. Эффективность дальнейшего сотрудничества может быть обеспечена посредством совершенствования системы сетевого взаимодействия путем создания отделений выпускающей кафедры в профильных организациях образования; участия работодателей в разработке научных проблем на уровне выпускных квалификационных работ и их выполнения по заказу организаций образования; привлечения преподавателей кафедры к научному руководству инновационным развитием организаций образования, а работодателей - к согласованию и разработке основных профессиональных образовательных программ. С целью изучения мнения о качестве подготовленности выпускников к профессиональной деятельности рекомендовано регулярно проводить опрос работодателей.

 Соб.инф.