ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Пройти теорию в одном университете, а практику – в другом? Получить зачет онлайн? 15 лет назад это звучало фантастично. Сегодня такова реальность для многих российских студентов.

Поделиться опытом в Приднестровский университет приехали сотрудники МГУ им. М.В. Ломоносова. 15 ноября они провели обучающий семинар по организации онлайн-курсов для сотрудников нашего вуза.

Мероприятие началось с минуты молчания в память министра просвещения Т.Г. Логиновой.

Затем ректор ПГУ им.Т.Г.Шевченко профессор С.И. Берил представил гостей и пожелал участникам плодотворной работы.

О проекте «Университет без границ» рассказал директор Центра развития электронных образовательных ресурсов  МГУ  Д.Н. Янышев. По словам Дениса Николаевича, ситуация в сфере онлайн-образования в Российской Федерации качественно изменилась в 2013 году. Закон позволил использовать интернет-технологии во всех формах обучения, что соответствует мировому тренду ­– сделать образование доступным для большего числа людей.

Идея создать онлайн-курсы для студентов возникла и как ответ на внутреннюю необходимость вуза. В практике межфакультетских учебных курсов, которые студенты проходят по своему выбору, нередко возникала проблема гиперпопулярных курсов. Их решили записать, чтобы обеспечить доступ всем желающим. Как у любой идеи, у МООК (массовых открытых онлайн-курсов) есть и противники с контраргументами. Московский ученый в своей лекции рассказал о существующих вокруг МООК мифах и опроверг их:

Миф 1 – студенты будут хуже учиться без контроля. На деле – даже в аудитории с преподавателем всегда есть студенты, которые занимаются своими делами, а не учебой.

Миф 2 – оценить качество обучения невозможно. На деле – в аттестации есть свои нюансы, но она вполне реальна, что уже подтверждается опытом.

Миф  3 – компьютеры в обучении полностью заменят людей. На деле – контакт преподавателя и студента как основу образовательного процесса не способна заменить ни одна машина.

Миф 4 – практические занятия нереальны. На деле – вопрос практики также решается с помощью региональных центров с ресурсной базой, симуляторов виртуальной реальности, кратковременных стажировок и др.

Миф 5 – дистанционное обучение равно «заочке». На деле – это две совершенно разные формы обучения.

Миф 6 – записать курс можно один раз и дальше можно не работать. На деле – курсы быстро устаревают, поскольку появляется новая научная информация.

Курсы МГУ, как полагали сотрудники ЦРЭОР, создавались для мотивированных на учебу студентов бакалавриата. Однако дальнейшее изучение аудитории показало, что открытые и бесплатные онлайн-курсы интересны людям разного возраста и уровня образования. Не всем нужен зачет или сертификат. Многие хотят вспомнить то, что когда-то учили, другие расширяют кругозор или повышают квалификацию.

Межвузовское сотрудничество благодаря МООК стало многогранней. Например, студенты I курса Дальневосточного федерального университета проходят онлайн-курсы МГУ по матанализу для изучения теории, а практические занятия посещают в родном вузе. К аттестации обе стороны относятся серьезно: это вопрос репутации.

В 2015 году МГУ и другие российские вузы (СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университет ИТМО) учредили Национальную платформу открытого образования. Это сайт с бесплатными онлайн-курсами по разнообразным дисциплинам. На данный момент в базе больше 430 курсов, которые может бесплатно пройти любой желающий. Платной является проверка знаний с идентификацией личности для получения официального сертификата.

Преподаватели ПГУ задавали лектору вопросы технического и нормативно-правового характера. Волновала аудиторию и  потенциальная возможность потерять свою востребованность как специалиста. Как считает Денис Николаевич, разные формы обучения способны существовать рядом и дополнять друг друга, как происходит в случае театра и кино.

Нюансы применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе подробно осветила директор Центра компетенций в области онлайн-обучения П.А. Томази-Вшивцева. Полина Александровна рассказала, в частности, о специальных курсах для преподавателей, пройдя которые, можно создавать собственные МООК с помощью системы Moodle. Созданная в 2002 году австралийским профессором Мартином Дугиамасом Moodle распространяется бесплатно и используется в ста пятидесяти странах мира. С ее помощью преподаватель и студент могут передавать информацию в электронном виде, общаться посредством чатов и форумов, проверять знания при помощи заданий и тестов.

Вторая часть встречи была посвящена практическим занятиям.

Лилия Трофимова.