Пленарное заседание XI Республиканской научно-практической конференции «Пути совершенствования физического образования в ПМР» в дистанционном формате проходило 27 марта в конференц-зале главного корпуса университета. Мероприятие собрало преподавателей физики и астрономии со всей республики, а также представителей физико-математического факультета ПГУ. Основной целью конференции стало обсуждение актуальных проблем и перспектив развития естественнонаучного образования, повышения интереса учащихся к физике и астрономии, а также укрепление связи между университетом и школами Приднестровья.
С приветственным словом к участникам обратился президент ПГУ доктор физико-математических наук, профессор С.И. Берил. Степан Иорданович отметил ключевые вызовы, с которыми сталкивается физическое образование в республике, и подчеркнул важность активного сотрудничества между школами и университетом. «Современная парадигма научного образования требует не просто передачи знаний, но и формирования устойчивого интереса к познанию фундаментальных физических закономерностей, что возможно только при тесном взаимодействии всех образовательных институтов. Только консолидировав усилия, мы сможем преодолеть системный кризис физического образования и заложить прочную основу для подготовки кадров, способных не только осваивать, но и продуцировать передовые технологии», – подчеркнул С.И. Берил.
Выступающие на конференции акцентировали внимание на снижении интереса к наукам, уменьшении часов, выделяемых на изучение физики в школах, и общем отставании от мировых тенденций. Эти проблемы, по мнению авторов докладов, могут привести к дефициту специалистов в сфере науки и технологий, замедлению инновационного развития и общего научного прогресса.
Декан физико-математического факультета, кандидат физико-математических наук О.Ф. Васильева представила доклад «Проблема привлечения и подготовки педагогических кадров по естественно-научным дисциплинам». Ольга Федоровна подчеркнула, что нехватка квалифицированных специалистов в области физики и астрономии является одной из ключевых проблем образования, и предложила ряд мер по повышению привлекательности педагогической профессии для молодых специалистов.
Учитель физики высшей категории СШ № 7 г. Тирасполь О.В. Городецкий в своем выступлении о применении персонифицированных методик в рамках новых ГОС при обучении физике рассказал о необходимости индивидуального подхода к обучению.
Современные изменения в образовательных методах, связанные с цифровизацией и глобализацией науки, стали ключевой темой доклада «Современные тенденции в преподавании физики: вызовы и перспективы» кандидата педагогических наук, доцента кафедры фундаментальной физики, электроники и систем связи Н.А. Константинова. Николай Афанасьевич подробно рассмотрел современные подходы к представлению учебного материала, включая проблемное обучение, кейс-методы, интеграцию междисциплинарных связей и использование цифровых инструментов для визуализации сложных физических процессов. Он отметил, что такие методики позволяют не только повысить вовлеченность учащихся, но и развить у них критическое мышление и практические навыки, соответствующие требованиям современной науки и рынка труда.
Физика как фундаментальная наука и её роль в межпредметном образовании стали темой доклада старшего преподавателя кафедры фундаментальной физики, электроники и систем связи О.А. Рогожниковой. Олеся Анатольевна подчеркнула значимость физики как базовой дисциплины, связанной со многими другими областями знаний, и рассказала о необходимости усиления межпредметных связей в образовательном процессе.
Завершил пленарную часть докладом «Просто космос» директор научно-методического центра астрономии и астрофизики Приднестровского госуниверситета А.М. Выхристенко. В своем выступлении Александр Михайлович обратил внимание на важность популяризации астрономии среди молодежи и рассказал о современных достижениях в области космических исследований, которые могут быть использованы в образовательных целях.
Конференция продолжила свою работу в четырех секциях: «Методика преподавания физики в общеобразовательных учебных заведениях», «Вопросы преподавания физики в профессиональных учебных заведениях», «Межпредметные связи в преподавании физики и астрономии», а также «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе».
Татьяна Опренчук.
Следующие материалы
Предыдущие материалы
- Закрытие Дней франкофонии
- «Национальная идентичность и национальная принадлежность»: круглый стол на ФПиП
- Новая встреча в Контактном центре
- ПГУ принял участие в работе Координационного совета ЕСУ
- Заседание Ученого совета ПГУ
- Фестиваль французской песни
- День метеоролога на ЕГФ
- Матч в рамках Недели открытых дверей