Последние пять лет истории завода «Электромаш» в Приднестровской Молдавской Республике — это история успеха. Завод развивает производство, несмотря на сложные экономические и политические условия.
Корреспондент Федерального агентства новостей встретился с директором завода Владимиром Трандасиром, чтобы узнать, как заводу, зарегистрированному в непризнанной республике, удается конкурировать с мощными предприятиями, находящимися в более благоприятных условиях.
В 2019 году «Электромаш» отметил 60-летний юбилей. Естественно, он создавался по советским лекалам, и продукция его предназначалась в основном для предприятий Советского Союза и стран соцлагеря в Восточной Европе.
«Мы производили приводы, электродвигатели, генераторы для предприятий энергетического комплекса. По сути, занимаемся тем же самым и сейчас, только в принципиально иных условиях», — рассказывает собеседник ФАН.
Более 90% продукции поставляется в Россию. Есть заказчики в Белоруссии и Казахстане. Единичные случаи поставок — в ЕС и другие страны.
Основные потребители «Электромаша» — компании, занимающиеся добычей и переработкой углеводородов: «Роснефть», «Транснефть», «Лукойл», «Газпром», угледобывающие предприятия Кузбасса.
«Наши коллеги в России зачастую слабо себе представляют, что это такое — доставлять свой товар через несколько границ, – продолжил Владимир Трандасир. — На большинстве российских заводов по производству электродвигателей, как правило, нет в штате таможенных брокеров, как у нас. А нам иногда приходится доставлять свою продукцию через 5–6 границ. Представляете, какое транспортное плечо!»
Особенно сложно заводу пришлось в 2018 году, когда Россия в ответ на санкции Украины была вынуждена ввести контрмеры и запретила транзит большинства товаров через территорию «незалежной». Тогда продукция из Приднестровья шла в Россию через Румынию, Венгрию, Словакию, Польшу, Белоруссию.
«Заводов по производству электродвигателей в России не один десяток. Существует примерно пять предприятий, которые в совокупности способны заместить наше производство», — признается собеседник ФАН.
Так за счет чего сегодня завод развивается, а его продукция становится все более востребованной в России и других странах?
Уже всерьез обдумывался вопрос о закрытии завода. Но новое руководство решило держаться до конца.
Заводу, несмотря на то, что формально он не относится к предприятиям РФ, удалось войти в российскую программу импортозамещения, которую курирует Министерство промышленности и торговли.
«Мы себя зарекомендовали. Доказали, что можем быть дополнением к этой программе. Учитывая, что основную долю сырья мы закупаем в России, там же находится и наш основной рынок сбыта, для нас сделали исключение. И мы очень благодарны руководству России и Приднестровья, при помощи которых мы смогли войти в эту программу», — рассказывает директор.
Однако это единственная поблажка для предприятия из непризнанной республики. Во всем остальном приходится действовать исходя из законов свободной конкуренции.
Благодаря такой позиции «Электромаш» сумел пройти аккредитацию в крупных российских компаниях.
Кроме того, менеджеры завода ищут и находят варианты участия в кооперации по поставкам продукции в третьи страны.
Завод открыл восемь торговых представительств в России, что позволяет быть ближе к потребителю, быстрее решать возникающие вопросы.
«На Кузбассе у нас есть теперь торгово-сервисный центр, в котором мы можем произвести несложный ремонт своих двигателей. Это все приближает нас к заказчику. Он понимает, что мы всегда поможем ему, не затянем сроки производства или ремонта двигателей», — привел пример директор.
«В тех случаях, когда мы точно знаем, что были нарушены условия эксплуатации, мы все равно едем к нашим покупателям и стараемся исправить поломки или подробно разъяснить, как необходимо эксплуатировать наши агрегаты. Таким образом мы располагаем к себе заказчиков. Это очень важно», — говорит Трандасир.
По его мнению, далеко не все российские коллеги готовы идти навстречу заказчикам, в частности допускать отклонения от серийности, чтобы удовлетворить их требования. Проще ходить по исхоженным путям.
Однако у завода «Электромаш», который поставлен в столь сложные условия, попросту нет иного выхода. Надо убеждать потребителей, что никто лучше и быстрее приднестровцев не выполнит их условий.
В свое время «Электромаш», как и многие заводы, столкнулся с проблемой старения кадров. Молодежь не шла на предприятие. Тогда завод разработал совместную программу с Государственным университетом ПМР.
«По сути, инженерно-технический факультет находится под покровительством завода. Мы нашли общий язык с ректором. И сегодня студенты с этого факультета один день в неделю занимаются на заводе», — говорит директор.
Начиная с третьего курса завод плотно занимается с наиболее способными студентами. Уже на четвертом курсе они принимаются на работу.
«То есть, оставаясь студентами, начинают работать под присмотром старших товарищей. Эта практика была введена 4 года назад и хорошо себя зарекомендовала», — рассказывает собеседник ФАН.
«Раньше на внедрение новой продукции уходили многие месяцы, а то и годы. Сегодня разработанная нашими конструкторами техника быстро становится предметом купли-продажи. Мы сразу говорим заказчику: вот это мы можем поставить вам через месяц, а это — через полгода», — поясняет Трандасир.
По его словам, на заводе не просто перестроили стиль работы. В каком-то смысле можно говорить о новом отношении к работе, мировоззренческой корректировке.
В конструкторском бюро завода на сегодняшний день работают 24 человека. Две трети из них — молодые люди до 40 лет. Руководителю КБ 35 лет.
В 1990-е годы в Приднестровье тоже никто не хотел обучаться рабочим специальностям. Поэтому в какой-то момент стало ясно, что на смену «старой гвардии» приходить некому.
«Где брать специалистов? Мы с нашим тираспольским техникумом реализовали в этом году проект дуального образования. Организовали производственное обучение непосредственно на заводе. Учим на станочников широкого профиля», — рассказывает собеседник ФАН.
Современные учебные программы приобрели в России, в издательстве «Академия». По сути, каждый ученик в дуальном обучении — индивидуальный проект. За ним закрепляется наставник.
«Мы ушли от практики, когда будущие рабочие учатся по учебникам середины прошлого века, а потом приходят на современный завод и не знают, как к станку подойти. В итоге из первой группы, где было 10 наших подопечных, 9 остались на заводе и стали дипломированными специалистами. Это один из самых высоких показателей, которым можно только гордиться», — говорит собеседник ФАН.
Именно поэтому у большинства работников завода зарплаты выше, чем в среднем по экономике ПМР, хороший соцпакет.
Со стороны руководства ПМР завод чувствует партнерскую поддержку. Не ждет подарков, а предлагает взаимовыгодные варианты. Год назад «Электромаш» попросил снизить ему подоходный налог. Предприятию пошли навстречу.
Впрочем, как говорит Владимир Трандасир, за вот уже 30 лет в Приднестровье привыкли жить не благодаря, а вопреки. И завод, и республика в целом пережили не одну экономическую блокаду.
История «Электромаша» — пример того, как в трудных условиях русские люди умеют мобилизоваться, чтобы достичь выдающихся результатов.
Иллюстрации Антона Волошина и Артема Кулекина.
Следующие материалы
- Студенты ПГУ разработали плакаты для Года здоровья
- ПГУ учится дистанционно
- Учёба на карантине
- Приднестровские студенты - на дистанционном обучении
- Учеба онлайн. Коронавирус и новые будни студентов
- ПГУ учит студентов онлайн
- Студенты ПГУ перешли на онлайн-обучение
- Просветительский проект SputnikPro в Приднестровье: с подкастом в новый день
Предыдущие материалы
- Достижения в науке – показатель самостоятельности государства
- Диагностика рака, криптография, нанотехнологии. Над чем работает наука в ПГУ
- Молодежь о роли России на берегах Днестра
- ТИРОТЕКС – УСТОЙЧИВАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ОБМЕНА ОПЫТОМ НА СТЫКЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- В добрый путь!
- В Контактном центре Россотрудничества обсудили влияние молодёжи на управленческие решения
- Приднестровский поэт Николай Божко презентовал свой новый сборник
- Приднестровцы прошли «Тест по истории Отечества»