ПГУ им. Т.Г. Шевченко

В Русском центре ПГУ встретились любители искусства

Очередное заседание Лектория любителей русского искусства прошло 27 февраля. Провела его Г.Н. Николаева, ст. преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы, которая рассказала студентам, собравшимся в Русском центре, об истории создания Русского музея.

Государственный Русский музей в этом году отмечает 125 лет со дня основания. Он является крупнейшим в мире собранием произведений русского искусства: здесь представлены и живопись, и графика, и народное искусство, и скульптура, и нумизматика. Это сложный музейный комплекс, который располагается в Санкт-Петербурге, в пяти исторических зданиях: Михайловском дворце с выставочным корпусом Бенуа, Михайловском замке, Мраморном дворце, Строгановском дворце и Летнем дворце Петра I.

Решение об открытии музея принял император Александр III, который, как рассказала Галина Николаевна, был страстным коллекционером. Большой Гатчинский дворец, где жил император, с течением времени превратился в хранилище бесценных сокровищ. В галереях Александровского, Зимнего, Аничкова дворцов коллекции картин уже не помещались. В 1889 году, купив картину Репина «Николай Мирликийский избавляет от казни трех невинно осужденных», Александр III высказал мысль о необходимости основать всенародный государственный музей, в котором бы сосредоточились все произведения русского искусства и где каждый посетитель смог бы их увидеть. Довести до конца свое начинание Александр III не успел – он умер в 1894 году, и дело продолжил его сын, Николай II. Через три месяца был издан указ о выкупе в казну Михайловского дворца – на это было потрачено 4 млн. рублей серебром.

История Михайловского дворца – ныне это основное здание Русского музея – тоже небезынтересна. Построен он был для Михаила – четвертого, единственного порфирородного сына императора Павла I. Порфирородный, как пояснила Галина Николаевна, обозначает, что ребенок был рожден именно в период правления своего отца. Все остальные сыновья Павла I родились до его восхождения на престол. Замыслить строительство замка Павел I успел, а вот воплотить – нет, хотя деньги на строительство откладывать стал. Император погиб во время дворцового переворота в Михайловском замке, который был построен по его же указу на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы I, где Екатерина II и родила Павла Петровича. По иронии судьбы место рождения стало для Павла I и местом смерти.

Ставший императором после смерти отца Александр I занялся постройкой Михайловского дворца для своего младшего брата. Проект дворца в стиле высокого классицизма был разработан выдающимся русским архитектором итальянского происхождения Карлом Ивановичем Росси. Росси впервые не занимался реконструкцией, а сам формировал городское пространство. За эту работу, подчеркнула Галина Николаевна, Карл Росси был награжден орденом Святого Владимира III степени и участком земли для постройки собственного дома за государственный счет. Унаследовала этот дворец единственная оставшаяся в живых дочь Михаила Павловича – Екатерина, и потом – ее дети, у которых и был выкуплен дворец для создания в нем музея.

13 апреля 1895 года был основан Русский музей императора Александра III. Так он назывался до 1917 года. В течение двух лет происходила переделка внутренних жилых помещений дворца, которой занимался архитектор Василий Федорович Свиньин. Он тактично подошел к решению задачи, сохранил уникальный интерьер, оставил нетронутым общий архитектурный облик здания, выполнил работу очень быстро и экономно. В августе 1897 года утвержден  штат сотрудников музея, среди них были и академики живописи: Александр Бенуа, Михаил Боткин, Павел Брюллов. Первым управляющим был назначен Георгий Михайлович Романов.

Заполнили залы работы русских мастеров из других музеев, загородных царских дворцов, Академии художеств, частных коллекций.

7 марта 1898 года Русский музей был открыт для посетителей. В честь события была отчеканена памятная медаль с профилями Александра III и Николая II. В день открытия экспозиции были представлены в 37 залах, а коллекция на момент открытия составляла 1880 произведений. Для сравнения – на 1 января 2015 года собрание Русского музея составило 410 945 единиц хранения.

Сейчас в музее представлено древнерусское искусство, произведения изобразительного искусства XVIII, XIX и XX веков: работы Рокотова, Тропинина, Брюллова, Репина, Васнецова, Айвазовского, Сурикова, Серова, Кустодиева, Петрова-Водкина, Дейнеки, Мухиной и многих других выдающихся русских и советских живописцев.

Следующее заседание лектория пройдет в марте.

Лилия Трофимова.