ПГУ им. Т.Г. Шевченко

В Русском центре появился новый лекторий

В Русском центре ПГУ 27 октября прошла встреча в рамках кинолектория, в задачи которого входит знакомство с экранизациями культовых спектаклей ведущих отечественных театров. Состоялся просмотр программной пьесы Бертольта Брехта о цене добра и зла «Добрый человек из Сезуана» в постановке Театра на Таганке.

Как известно, с этого легендарного спектакля началась история знаменитого театра. Поставленный Юрием Любимовым в 1963 году, он стал «визитной карточкой» театра,  пережил несколько редакций и сохраняется в репертуаре театра по сей день.

Актуальная на все времена пьеса Бертольта Брехта посвящена утверждению доброты как «врожденного свойства человека». Немецкий драматург считал, что некоторые человеческие категории можно изобразить лишь в форме притчи. Пьеса «Добрый человек из Сезуана» (в оригинале — «Добрый человек из Сычуани») представляет собой притчу, драму-нравоучение с простым и четким сюжетом о том, что в каждом человеке живет два начала – доброе и злое. По мысли автора «не получается в этом мире быть доброй к другим и одновременно к себе, не выходит других спасать и себя не погубить, нельзя всех осчастливить и себя со всеми вместе». Таким образом, сюжет пьесы оправдывает известный афоризм «Добро должно быть с кулаками», даже ставший названием  стихотворения российского поэта С.Ю. Куняева.

Боги, спустившиеся на землю, безуспешно ищут доброго человека.  В главном городе провинции Сычуань они пытаются найти ночлег, но всюду получают отказ, только бедная девушка Шен Те соглашается приютить их. Чтобы ей легче было оставаться доброй, боги дают девушке немного денег, на которые та покупает маленькую табачную лавку. Простодушием девушки готовы пользоваться все кому не лень. Она все видит, но не может никому отказать. И тогда Шен Те приходит в голову идея переодеться в мужчину и представляться собственным двоюродным братом. Ее субличность, братец Шуи Та, — человек жесткий и решительный. Прикрывшись такой маской, Шен Те в один счет поправляет свои финансовые дела.

Куда приведет доброта героиню Шен Те, возможно ли в окружающем нас мире воплощение доброты, что означает двойственность души, — на эти вопросы отвечает спектакль.

Знакомясь с историей создания  культового спектакля, можно обнаружить немало интересных фактов, характеризующих не только развитие театрального процесса, но и эпоху. Приведем лишь некоторые.

… В 1963 году по Москве пронесся слух: начинающие актеры одного театрального вуза готовят какой-то очень интересный спектакль. Столичные театралы знали: если о постановке много говорят еще до ее появления, значит, будет что-то очень любопытное. Сарафанное радио сделало свое дело: первый показ «Доброго человека из Сезуана» прошел с переаншлагом. В зале Театрального училища имени Б.В. Щукина на Арбате был занят даже пол в проходе.

На сцене минимум незатейливых декораций: стол, табуреты да пара вывесок. Под звуки аккордеона и гитары разыгрывается пьеса Бертольта. Действие, как в большинстве пьес Брехта, переплетено с остроумными, мгновенно запоминающимися песнями-зонгами.

Через драматургию Брехта Юрий Любимов искал особые приемы работы с артистами. Принципы брехтовского театра расширяют кругозор не только артиста, но и зрителя, заставляя их включаться в происходящее, думать, понимать. В 1960-е годы поражало само присутствие в спектакле разговора со зрителем. Зал не просто смотрит представление, а вовлекается в само действие.

В этом спектакле никто никем не притворяется и никого не поучают. Здесь все условно и все по-настоящему. Ведь искусство театра — это не подражание жизни, но осмысленное, вновь созданное художественное полотно. Условность на сцене превращается в абсолютную достоверность.

Репетиции могли длиться ночи напролет, захватывая и утро. Но артисты не возражали — режиссер слишком ревностно относился к работе и не успокаивался, пока не достигал идеального результата. Он требовал от актеров многофункциональности: заставлял их заниматься пантомимой, обучаться гротескной игре, познакомиться с балаганом, фарсом и цирком. Режиссер считал, что без этих навыков они не смогут в полной мере выразить себя.

Интересно, что до этой работы Любимов о Брехте знал не так много. «И потому что я не видел ничего [из спектаклей] Брехта, я был чист, и получился такой русский вариант Брехта. Спектакль был таким, как мне подсказывала моя интуиция и мое чутье», — писал он в своей книге «Рассказы старого трепача».

Приступая к репетициям в 1963 году, Любимов понимал, что без скандала, возможно, не обойдется: в происходящем на сцене угадывалась рефлексия на тему советской действительности. Но режиссер не изменил ни строчки — ни в диалогах, ни в песнях. Закрыть «Доброго человека» не смогли — этому помешали другие поклонники спектакля из самых высокопоставленных кругов.

Премьера состоялась 23 апреля 1964 г. Студентам-третьекурсникам рукоплескали Евгений Евтушенко, Илья Эренбург, Булат Окуджава, Майя Плисецкая. После того как легендарный Константин Симонов опубликовал комплементарную рецензию на спектакль в «Правде», стало ясно: во-первых, это не просто подающая надежды молодежь, а во-вторых, спектакль будет жить.

«Молодой коллектив выпускников театрального училища под руководством ставившего этот спектакль Юрия Любимова создал спектакль высокий, поэтический, талантливый по актерскому исполнению и великолепно ритмичный, сделанный в этом смысле в лучших традициях вахтанговцев», — говорилось в статье.

Вскоре Любимов убедил администрацию Щукинского училища позволить засчитать ребятам спектакль в качестве дипломного — обычно это происходило только на четвертом курсе. А постановку показали на разных площадках — в Доме кино, Доме писателей, Театре Вахтангова.

Через год, в 1964-м, «Доброго человека из Сезуана» показали в Московском театре драмы и комедии — не самом популярном тогда в городе. Новаторская постановка положила начало его преображению. Из-за расположения театр прозвали «Таганкой». Вскоре это название закрепилось за ним окончательно. На культурной карте города появилась новая точка притяжения.

О руководимом  Ю.Любимовым театре заговорили и в других странах, иностранные журналисты называли его островком свободы — из-за смелости главного режиссера.

В фойе театра он развесил портреты тех, кем восхищался, — Всеволода Мейерхольда, Евгения Вахтангова, Бертольта Брехта. В постановках, которые последовали за «Добрым человеком», — а за все время его работы их набралось больше 50 — явно угадывались их методы и приемы.

 В труппу стали приходить новые актеры — в основном выпускники театральных училищ. Отбор был не из легких: режиссер звал на работу только тех, в ком видел единомышленников. Некоторых из новичков пригласили присоединиться к составу «Доброго человека из Сезуана». Через спектакль прошли юные Алла Демидова, Валерий Золотухин, Зинаида Славина, Вениамин Смехов, которые чуть позже стали звездами первой величины. Владимир Высоцкий, пришедший к Любимову в 1964 году, сразу был введен в спектакль.

После просмотра видеоверсии спектакля старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Алла Сергеевна Винницкая обсудила со студентами особенности интерпретации пьесы Б. Брехта Юрием Любимовым, а также великолепную игру актеров.

Студенты и преподаватели поблагодарили Русский центр за возможность увидеть культовую постановку культового московского театра и выразили желание продолжать подобные встречи.

Примечательно, что спектакль по пьесе Б.Брехта «Добрый человек из Сычуани» под названием «День святого никогда» несколько лет назад был поставлен в Приднестровском театре драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой режиссером из Санкт-Петербурга А. Стрельниковым. Однако, в отличие от «Таганки», он очень редко включался в репертуар.

                                                                    А. А. Скомаровская, гл. специалист Русского центра.