ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Лекторий любителей русского искусства

Первое в новом учебном году заседание лектория любителей русского искусства состоялось 1 ноября в Русском центре фонда «Русский мир» в ПГУ. Посвящено оно было творчеству великого русского художника В.М. Васнецова, 175 лет со дня рождения которого отмечалось в этом году.

Организатор и ведущая лектория – доцент кафедры русской и зарубежной литературы Галина Николаевна Николаева - предложила вниманию слушателей (студенты 1, 2 и 3 курсов филологического факультета) лекцию, озаглавленную «Богатырь русской живописи». «Друзья в своё время дали застенчивому Васнецову прозвище «ясное солнышко», а наши современники-публицисты предпочитают называть его «богатырем русской живописи». Но кем же был на самом деле Виктор Васнецов?», - начала свой сопровождаемый презентацией рассказ Галина Николаевна.  

Как следует из биографии, отец Виктора Михайловича Васнецова был священником, как и его дед и прадед. Несмотря на рано проявившийся талант к живописи,  мальчика отдали в духовное училище. В 14-летнем возрасте Виктор Васнецов уже учился в Вятской духовной семинарии.

Однако в 1867 году, так и не окончив семинарию, 19-летний Виктор отправился в Петербург поступать в академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Васнецов выставил на «аукцион» две свои картины, впрочем, денег за них до отъезда художник не получил.

Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в академию. Но, не будучи в этом уверен, около года занимался в рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – И.Н. Крамским.

К занятиям в академии художеств В.М. Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с И.Е. Репиным. Хоть Васнецову и нравилось в академии, но он ее не закончил, уехав в 1876 году в Париж, где прожил больше года. Именно в европейских путешествиях Виктор Васнецов нашёл свою дорогу в искусстве. Примечательно, что в это же время там находился и Репин. Васнецов даже позировал ему в образе Садко. Тогда же Виктор Михайлович сделал первый набросок своих «Богатырей» и размышлял над этой темой целых 25 лет, прежде чем написал в 1898 окончательный шедевр.

«Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!», - писал  Васнецов.

 После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в товарищество передвижных художественных выставок вместе с коллекционерами и меценатами Третьяковым и Мамонтовым.

1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике «Богатырей». Победоносные три богатыря определили образы русской живописи всего XX века.

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн.

 На раннем этапе в работах В.М. Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877). Позже главным направлением становится былинно-историческое. В круг творческих интересов выдающегося художника также входили фольклорные, а позже и религиозные темы.

К числу  самых знаменитых полотен великого русского живописца относятся картины по мотивам былин и народных сказок: «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Витязь на распутье» (1882) «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Илья Муромец», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Гамаюн, птица вещая», «Встреча Олега с кудесником», «Спящая царевна».

«Витязь на распутье» - еще один шедевр Васнецова. Сюжет взят из былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов хотел воскресить образы защитников Древней Руси. У него это получилось.

Более десяти лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогали его ученик Михаил Нестеров и Михаил Врубель. Владимирский собор - это две тысячи квадратных метров шедевров росписи и неземной красоты образы Богоматери и святых. Именно после этой работы Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем. Сам Васнецов считал работу в храме жизненным послушанием и позже говорил, что истинное счастье он испытал именно во время росписей киевского храма, где ему как художнику удалось полностью себя реализовать. Даже если не все во Владимирском соборе у Васнецова получилось так, как ему мечталось, не все намерения мастера были осуществлены, но сама задача создания большого художественного стиля, поставленного здесь художником, имела для русского искусства огромное новаторское значение. (В настоящее время Свято-Владимирский собор передан Украинской православной церкви Киевского патриархата).

Также с именем Виктора Васнецова связано оформление Храма Спаса-на-Крови в Петербурге. На его богато украшенном мозаикой фасаде можно увидеть четыре большие работы живописца: «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста» и «Сошествие в ад».

Работы Виктора Васнецова очень ценили российские самодержцы.  Александр III и Николай II заказывали художнику оформление интерьеров грандиозных храмов, покупали его эскизные работы. Последний русский император стал даже одним из популяризаторов сказочно-былинного творчества живописца.

До конца жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по мотивам русских сказок. В 1917-1926 гг. он пишет «Бабу-Ягу», «Бой Добрыни со Змеем Горынычем», «Царевну-лягушку» и «Кощея Бессмертного».

Умер великий русский художник 23 июля 1926 года в своей мастерской в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика Михаила Нестерова.

Творческое наследие великого русского художника Васнецова занимает весомое место в истории национального художественного искусства. Память о художнике сохраняется благодаря открытию и функционированию четырех музеев: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Кирове и селе Рябово Кировской области – «родовом гнезде» Васнецовых. В последнем также находится памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым – выдающимся деятелям русского художественного искусства.

Соб. инф.