ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Естественно-географический факультет

Один из старейших факультетов вуза. История многих его кафедр своими корнями уходит к 1930 г. Опираясь на глубокие традиции, материально-техническую базу, высокую квалификацию преподавателей, факультет ведет подготовку востребованных специалистов-естественников. Выдаваемый диплом эквивалентен российскому. Студенты получают комплексное естественно-научное образование по стандартам классического университета.

ЕГФ – это квалифицированный профессорско-преподавательский состав, насчитывающий около 80 человек, в числе которых 7 профессоров, докторов наук и более 40 доцентов, кандидатов наук. Преподаватели ведут активную научную и учебно-методическую работу, являются авторами многих учебников и монографий, участвуют в международных и региональных научных конференциях, тесно сотрудничают с различными научными и образовательными учреждениями СНГ. Факультет располагает специализированными аудиториями и лабораториями в центральных корпусах университета № 2 и 3, оснащенными оборудованием, необходимым для подготовки высококвалифицированных специалистов. В структуру факультета входят 7 кафедр, 3 музея (зоологический, геолого-палеонтологический, флористический), виварий, метеорологическая площадка, Ботанический сад и ресурсный центр, оснащенный современной компьютерной техникой.

Факультет концентрирует значительную часть естественно-научных исследований, проводимых в ПГУ.

Активное участие в научной работе принимают студенты, проводя исследования при подготовке курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций.

Специфика факультета – комплексный подход к получению высшего образования, который предоставляет студенту многопрофильный выбор направлений подготовки. Осуществляется обучение и на молдавском языке по направлению «Педагогическое образование с профилем "Биология" и дополнительным профилем "География"», что расширяет возможность трудоустройства будущих специалистов.

Во время прохождения практики студенты знакомятся с особенностями работы по своей специальности и имеют возможность закрепиться на рабочих местах. Для расширения возможностей по применению специальных знаний, получаемых студентами, в учебные планы специальностей «География», «Химия» и «Биология» введен цикл психолого-педагогических дисциплин, что позволяет по окончании университета заниматься педагогической деятельностью в учреждениях общего, среднего и высшего профессионального образования. Большое внимание на факультете уделяется быту и досугу студентов.

Иногородние студенты обеспечиваются общежитием. Всем студентам гарантированы не только увлекательная и интересная учеба, научно-исследовательская работа, но и активная, веселая и незабываемая студенческая жизнь.

Более подробную информацию о факультете и его особенностях можно узнать на сайте естественно-географического факультета.

 

СПРАВКА-ХАРАКТЕРИСТИКА

профессий по направлениям подготовки

естественно-географического факультета ГОУ «ПГУ им. Т.Г. Шевченко»

Профессия /специальность/

направление подготовки

1.04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия

Срок обучения:

- дневная форма обучения - 5 лет

Специализации:

- Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность

- Фармацевтическая химия

- Химическое материаловедение

Квалификация (и):

Химик. Преподаватель химии (специалист)

Базовое образование:

среднее полное общее образование (11 классов)

Профильные предметы:

химия, биология, русский язык

Описание профессии/

специальности/

направления подготовки:

 Педагогическое направление относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Сущность данной профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Деятельность выпускников направлена на решение проблем, требующих применения фундаментальных знаний в области химии и реальном секторе экономики (при производстве различных видов продукции с использованием химических реагентов, добыче и переработке природных ископаемых). Выпускники специалитета по химии осуществляют научно-исследовательскую деятельность в составе научного коллектива, занимаются практическим применением фундаментальных знаний в области химии с целью получения новых знаний, разработки новых методов получения веществ и материалов, оптимизации технологических процессов.

Виды профессиональной

деятельности:

- научно-исследовательская;

- научно-производственная;

- организационно-управленческая;

- педагогическая

Область профессиональной деятельности:

- образование и наука;

- здравоохранение;

- сельское хозяйство;

- добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых; добыча, переработка, транспортировка нефти и газа;

- электроэнергетика;

- легкая и текстильная промышленность;

- пищевая промышленность, включая производство напитков и табака;

- деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство;

-атомная промышленность, ракетно-космическая промышленность;

- химическое, химико-технологическое производство;

- металлургическое производство;

- авиастроение;

- сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности;

- образовательная деятельность в основных, средних, средне-профессиональных и высших  образовательных учреждениях.

Профессионально важные качества:

- преподавательские способности;

- ораторские способности;

- организаторские способности;

- ораторские способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);

- коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);

- хорошая память;

- высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);

- психическая и эмоциональная уравновешенность; способность к сопереживанию.

- умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

- высокая степень личной ответственности;

- самоконтроль и уравновешенность;

- терпимость, безоценочное отношение к людям;

- интерес и уважение к другому человеку;

- стремление к самопознанию, саморазвитию;

- оригинальность, находчивость, разносторонность;

- тактичность;

- целеустремленность;

- требовательность к себе и другим;

- наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

- усидчивость

Медицинские противопоказания:

нарушения координации движения;

- аллергические  заболевания;

- заболевания дыхательных путей и кожи.

Где обучают:

ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Естественно-географический факультет

Кафедра химии и методики преподавания химии 

Возможные места работы (область применения):

- научно-исследовательские лаборатории,

- производственные химические лаборатории;

- экспертные  лаборатории;

- образовательная деятельность в основных, средних, средне-профессиональных и высших  образовательных учреждениях

Профессия /специальность/

направление подготовки

«Техносферная безопасность»

Срок обучения:

- дневная форма обучения – 4 года

Профиль (и):

«Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

Квалификация (и):

бакалавр

Базовое образование:

- среднее полное общее образование (11 классов)

- начальное и среднее профессиональное образование со средним

полным общим образованием

Профильные предметы:

математика, физика, родной язык

Описание профессии/

специальности/

направления подготовки:

Подготовка профессионала в области защиты человека, природы, объектов экономики и техносферы от естественных и антропогенных опасностей.

Виды профессиональной

деятельности:

- проектно-конструкторская;

- сервисно-эксплуатационная;

- организационно-управленческая;

- экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;

- научно-исследовательская.

Область профессиональной деятельности:

- анализ и идентификация чрезвычайных ситуаций, ликвидацияпоследствий воздействия опасностей на человека и окружающую среду;

- контроль и прогнозирование техногенного воздействия на среду обитания;

- разработка новых технологий и методов защиты человека, объектов экономики и окружающей среды от естественных и антропогенных опасностей;

- экспертиза безопасности, устойчивости и экологичности технологий, технических объектов и проектов;

- организация и обеспечение безопасности на рабочем месте с учетом требований охраны труда.

Профессионально важные качества:

- развитые логические способности;

- способность к продолжительной концентрации внимания;

- эмоциональная устойчивость;

- высокий самоконтроль;

- склонность к работе с информацией;

- хороший уровень переключаемости и объем информации;

- ответственность

- физическая выносливость.

Медицинские противопоказания:

Нервные и психические заболевания, нарушения функций опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивые нарушения зрения и слуха.

Где обучают:

ПГУ им. ТГ Шевченко

Возможные места работы (область применения):

-  инженер и руководитель отделов   охраны труда, экологических отделов предприятий и организаций, в частностипредприятий получающих, перерабатывающих, использующих потенциально опасные вещества;

-  инженер и начальник учреждений,   занимающихся контролем состояния окружающей среды и охраны здоровья;

- инженер и руководитель экспертных организаций, сотрудник различных служб ГО, МЧС, МВД;

- проведение экспертизы безопасности технических проектов производств и промышленных предприятий;

- осуществлять контроль за эксплуатацией защитной и спасательной техники;

- в    проектно-конструкторской деятельности    определение зон повышенного техногенного риска обитания в отдельных производствах;

- техническая экспертиза новых проектных и конструкторских разработок, проведение маркетинговых работ на рынке сбыта.

Направление подготовки

Биология

Профиль:

Зоология, Биоэкология, Физиология

Квалификация:

бакалавр

Срок обучения:

- дневная форма обучения – 4 года,

Базовое образование:

- среднее полное общее образование (11 классов)

- начальное и среднее профессиональное образование с средним полным общим образованием

Профильные предметы:

Биология, химия, русский язык

Описание профиля подготовки:

-  Зоология

Выпускники данного профиля подготовлены к деятельности по изучению животных, их экологии, охране и использовании. Владеет широким спектром методов описания, классификации, культивирования биологического (зоологического) материала. Биолог-зоолог подготовлен к деятельности в области управления природопользованием и охраны природы, к работе по воспроизведению, охране и повышению продуктивности хозяйственно-важных видов животных, к работе на санитарно-эпидемиологических станциях, в зоопарках, заповедниках.

- Биоэкология

Выпускник подготовлен к деятельности по изучению, оценке состояния и охране биоты, как компонента экосистем и биосферы, к проведению мероприятий по экологическому мониторингу и охране окружающей среды, оценке и охране биоразнообразия. Подготовлен к  работе в медицинских учреждениях в области экологии человека, в органах природопользования, к деятельности по экологической экспертизе и экологическому аудиту, осуществлению мероприятий по охране природы и здоровья человека. Владеет широким спектром методов биологии и прикладной экологии, биологического контроля окружающей среды.

- Физиология

Выпускники подготовлены к исследовательской и научно-производственной деятельности в области физиологии человека  и животных, биомедицины, высшей нервной деятельности, экологической физиологии, физиологии растений,  физиологии индивидуального развития, клеточной физиологии, физиологии труда и спорта. Владеют широким спектром методов диагностики и коррекции состояния организма, а также методами физико-химической и клеточной биологии. Выпускники подготовлены к работе в научно-исследовательских учреждениях физиологического и медицинского, а также сельскохозяйственного профиля, лабораториях и отделах клинической физиологии, физиологии труда, профотбора, космической и подводной физиологии; в сельскохозяйственных учреждениях, органах санитарно-эпидемиологического контроля. 

Виды профессиональной

деятельности:

- научно-исследовательская

- научно-производственная и проектная

- организационно-управленческая

- педагогическая

- информационно-биологическая

Область профессиональной деятельности:

Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 1.06.03.01 «Биология» включает: исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы.

Профессионально важные качества:

Для преподавателя:

- преподавательские способности;

- ораторские способности;

- организаторские способности;

- вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);

- коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);

- хорошая память;

- высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);

- психическая и эмоциональная уравновешенность; способность к сопереживанию.

- умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

- высокая степень личной ответственности;

- самоконтроль и уравновешенность;

- терпимость, безоценочное отношение к людям;

- интерес и уважение к другому человеку;

- стремление к самопознанию, саморазвитию;

- оригинальность, находчивость, разносторонность;

- тактичность;

- целеустремленность;

- артистизм;

- требовательность к себе и другим;

- наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

Дополнительно:

- высокий уровень развития зрительного восприятия цвета;

- высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания;

- высокий уровень логического, аналитического и творческого мышления;

- воображение;

- развитая образная память;

- точность восприятия, развитый глазомер;

- способность быстро принимать решения;

-  аналитические способности;

-  любознательность;

- терпеливость;

- наблюдательность, созерцательность;

- скрупулезность в работе;

- аккуратность.

Медицинские противопоказания:

психические заболевания.

Где обучают:

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, естественно-географический факультет.

Возможные места работы (область применения):

- преподавательские должности в системе высшего и среднего образования;

- научно-исследовательские лаборатории и учреждениях (Республиканский НИИ экологии и природных ресурсов, Приднестровский НИИ сельского хозяйства, Республиканский ботанический сад, научные подразделения ПГУ);

- Министерство сельского хозяйства и природных ресурсов ПМР (управление природных ресурсов, экологического контроля, водных и рыбных ресурсов и др.);

- Государственный заповедник «Ягорлык»;

- рыбоводческие предприятия (осетровый комплекс «Акватир», рыбхозы);

- служба госрыбнадзора;

- городские и районные управления экологии и природных ресурсов;

- службы экологического контроля на предприятиях (Молдавская ГРЭС, ММЗ,  «Тиротекс», «KVINT», «Молдавизолит» РЦК, «Молдавкабель» и др.)

- экспертно-криминалистические отделы МВД, кинологическая служба МВД и МО;

- санитарно-эпидемиологическая служба; экологическая милиция;

- структуры Государственного лесного фонда;

- екологические центры учащихся городов и районов республики;

- система здравоохранения (биологи с профилем «физиология»);

- малые инновационные предприятия;

- малый бизнес по направлению подготовки (зоомагазин, питомник, ландшафтный дизайн и т.д.)

Направление подготовки

Биология

Профиль:

Биология, Экология

Квалификация:

магистр

Срок обучения:

- дневная форма обучения – 2 года,

- заочная форма обучения – 2 года 6 месяцев.

Базовое образование:

Бакалавр

Профильные предметы:

Вступительные испытания в магистратуру  проводятся  в  форме  собеседования  по  дисциплинам, предусмотренным  ФГОС    подготовки  бакалавра  по  направлению, соответствующему   программе   магистерской   подготовки. 

Описание профиля подготовки:

Профиль Биология обеспечивает углубленное изучение биологических систем различных уровней организации; молекулярные, биохимические, биофизические, генетические, иммунологические, физиологические, популяционные и эволюционные процессы; онтогенез и индивидуальное развитие организмов; экосистемы и составляющие их элементы; биологические, биоинженерные, природоохранные технологии, биологическая экспертиза и мониторинг, оценка и восстановление биоресурсов.

Профиль Экология обеспечивает углубленную подготовку студентов в области классической экологии, законы которой лежат в основе понимания и решения современных проблем окружающей среды. Студенты изучают структуру и динамику популяций, механизмы устойчивости сообществ, овладевают теоретическими основами сохранения биоразнообразия и управления особо охраняемыми природными территориями, практическими навыками экологических исследований.

Виды профессиональной

деятельности:

- научно-исследовательская;

- организационно-управленческая;

- педагогическая.

Область профессиональной деятельности:

- исследование живой природы и ее закономерностей;

- использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, экотехнологиях, охране и рациональном использовании природных ресурсов.

Профессионально важные качества:

Для преподавателя:

- преподавательские способности;

- ораторские способности;

- организаторские способности;

- вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);

- коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);

- хорошая  память;

- высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);

- психическая и эмоциональная уравновешенность; способность к сопереживанию.

- умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

- высокая степень личной ответственности;

- самоконтроль и уравновешенность;

- терпимость, безоценочное отношение к людям;

- интерес и уважение к другому человеку;

- стремление к самопознанию, саморазвитию;

- оригинальность, находчивость, разносторонность;

- тактичность;

- целеустремленность;

- артистизм;

- требовательность к себе и другим;

- наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

Дополнительно:

- высокий уровень развития зрительного восприятия цвета;

- высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания;

- высокий уровень логического, аналитического и творческого мышления;

- воображение;

- развитая образная память;

- точность восприятия, развитый глазомер;

- способность быстро принимать решения;

- аналитические способности;

- любознательность;

- терпеливость;

- наблюдательность, созерцательность;

-  скрупулезность в работе;

- аккуратность.

Медицинские противопоказания:

психические заболевания

Где обучают:

Приднестровский Государственный Университет им. Т.Г. Шевченко, естественно-географический факультет.

Возможные места работы (область применения):

- преподавательские должности в системе высшего и среднего образования;

- научно-исследовательские лаборатории и учреждениях (Республиканский НИИ экологии и природных ресурсов, Приднестровский НИИ сельского хозяйства, Республиканский ботанический сад, научные подразделения ПГУ);

- Министерство сельского хозяйства и природных ресурсов ПМР (управление природных ресурсов, экологического контроля, водных и рыбных ресурсов и др.);

- Государственный заповедник «Ягорлык»;

- рыбоводческие предприятия (осетровый комплекс «Акватир», рыбхозы);

- служба госрыбнадзора;

- городские и районные управления экологии и природных ресурсов;

- службы экологического контроля на предприятиях (Молдавская ГРЭС, ММЗ,  «Тиротекс», «KVINT», «Молдавизолит» РЦК, «Молдавкабель» и др.)

- экспертно-криминалистические отделы МВД, кинологическая служба МВД и МО;

- санитарно-эпидемиологическая служба; экологическая милиция;

- структуры Государственного лесного фонда;

- экологические центры учащихся городов и районов республики;

- система здравоохранения (биологи с профилем «физиология»);

- малые инновационные предприятия;

- малый бизнес по направлению подготовки (зоомагазин, питомник, ландшафтный дизайн и т.д.)

Профессия /специальность/

направление подготовки

05.03.02. География

Срок обучения:

дневная форма обучения - 4 года

Профиль (и):

«Геоморфология», «Физическая география и ландшафтоведение», «Региональная политика и территориальное проектирование»

Квалификация (и):

бакалавр

Базовое образование:

-  среднее полное общее образование (11 классов);

- начальное и среднее профессиональное образование со средним полным общим образованием;

Профильные предметы:

География (профильный предмет),

биология, родной язык

Описание профессии/

специальности/

направления подготовки:

Географы – ученые-специалисты по географии. Географ изучает географическую оболочку Земли - сферу взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и ноосферы, ее структуру, динамику. Важнейший предмет географического изучения – процессы взаимодействия человека и природы. Основная цель – научное обоснование путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегий экологически безопасного развития общества. Географ может специализироваться в краеведении, физической географии, геоморфологии, гляциологии, экономической географии, геоинформатике. Краевед собирает материал о родном крае, изучает его, ведет просветительскую работу. Физикогеограф всесторонне оценивает природные комплексы и определяет их пригодность для той или иной цели, разрабатывает географические прогнозы того состояния, в каком ландшафт может оказаться под влиянием различных причин через 10, 20, 50 лет. Изучает рельеф земной поверхности и результаты взаимодействия земной коры с внешними оболочками нашей планеты. Это делается при поиске полезных ископаемых, при строительстве шахт, газопроводов, дорог, в гидростроительстве, для нужд сельского хозяйства и охраны природы.

Виды профессиональной

деятельности:

- научно-исследовательская;

- проектная и производственная;

- контрольно-ревизионная;

- организационно-управленческая;

- педагогическая.

Область профессиональной деятельности:

Комплексные экспедиционные и камеральные исследования по проблемам развития городов и
территорий различного уровня, проведение географических и экологических экспертиз и диагностики проектов различного типа.

Профессионально важные качества:

Для преподавателя:

- преподавательские способности;

- ораторские способности;

- организаторские способности;

- вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);

- коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);

- хорошее развитие памяти;

- высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);

- психическая и эмоциональная уравновешенность; способность к сопереживанию.

- умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

- высокая степень личной ответственности;

- самоконтроль и уравновешенность;

- терпимость, безоценочное отношение к людям;

- интерес и уважение к другому человеку;

- стремление к самопознанию, саморазвитию;

- оригинальность, находчивость, разносторонность;

- тактичность;

- целеустремленность;

- артистизм;

- требовательность к себе и другим;

- наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

Дополнительно:

- хорошее здоровье;

- умение глобально мыслить;

- развитое логическое и наглядно-образное мышление;

- математические способности;

- аналитическое мышление;

- хорошие мнемические способности (кратковременная и долговременная намять);-

- самостоятельность и гибкость мышления (способность изменять планы и способы решения задач в соответствии с меняющимися условиями);

- способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях и в различной местности;

- способность длительное время заниматься кропотливой работой (работа в лаборатории);

- выносливость(способность работать в различных погодных условиях и непроходимой местности);

- оперативность (быстрое реагирование и принятие решения в различных ситуациях);

- наблюдательность;

- высокий уровень концентрации внимания;

- способность работать в условиях ненормированного рабочего дня.

- ответственность;

- упорство;

- усидчивость;

- аккуратность;

- внимательность;

эмоционально-волевая устойчивость.

Медицинские противопоказания:

психические отклонения

Где обучают:

ПГУ им. Т.Г.Шевченко, естественно-географический факультет

Возможные места работы (область применения):

В экологических, социальных, рекреационных, экологических, природных и общественных организациях. Должности исследователей, педагогов, консультантов по разнообразным областям географии (в зависимости от специализации и профиля). Имеют возможность служить в национальных парках и заповедниках, сейсмологических или метеорологических станциях, в геологических службах, в центрах по мониторингу окружающей среды, в учреждениях, которые занимаются охраной природы, в туристических компаниях

Направление подготовки

"ГЕОГРАФИЯ"

Профиль:

«Общая география».

Квалификация:

Магистр

Срок обучения:

- дневная форма обучения – 2 года,

- заочная форма обучения – 2 года 6 месяцев.

Базовое образование:

Бакалавр.

Профильные предметы:

Вступительные испытания в магистратуру проводятся в  форме собеседования по дисциплинам, предусмотренным ФГОС подготовки бакалавра по направлению, соответствующему программе магистерской подготовки. 

Описание профиля подготовки:

Общая география развивается сегодня как система физико-географических и общественно-географических дисциплин, изучает процессы и явления в географической оболочке Земли и социальной сфере, возникающие в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также риски, близкие и отдаленные последствия таких воздействий и ущербы от них.

Географическая наука занимается актуальными проблемами, связанными с эволюцией, функционированием, устойчивостью, развитием и территориальной организацией природных и общественных геосистем, сбалансированным развитием социально-эколого-экономических и территориально-политических систем, размещением производительных сил, оценкой реакции геосистем на глобальные и региональные вызовы.

Виды профессиональной

деятельности:

- научно-исследовательская;

- проектная и производственная;

- экспертно-аналитическая и контрольно-ревизионная;

- организационно-управленческая;

- педагогическая.

Область профессиональной деятельности:

деятельность в научных и научно-исследовательских организациях, проектных, изыскательских, производственно-экономических, маркетинговых, аналитических, экспертных, консалтинговых отделах, центрах, бюро, департаментах и службах организаций, федеральных и региональных органах охраны природы и управления природопользованием, а также в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

Профессионально важные качества:

Для направления «география»

- склонность к исследовательской деятельности;

- глазомер;

- развитая память;

- хорошая ориентация на местности;

-  любознательность;

- умение анализировать и логически мыслить;

- абстрактное мышление;

- сосредоточенность;

- наблюдательность;

- развитое пространственное мышление.

Для преподавателя

- преподавательские способности;

- ораторские способности;

- организаторские способности;

- вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);

- коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);

- хорошее развитие памяти;

- высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);

- психическая и эмоциональная уравновешенность; способность к сопереживанию.

- умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

- высокая степень личной ответственности;

- самоконтроль и уравновешенность;

- терпимость, безоценочное отношение к людям;

- интерес и уважение к другому человеку;

- стремление к самопознанию, саморазвитию;

- оригинальность, находчивость, разносторонность;

- тактичность;

- целеустремленность;

- артистизм;

- требовательность к себе и другим;

- наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

 

Медицинские противопоказания:

психические заболевания.

Где обучают:

Приднестровский Государственный Университет им. Т.Г. Шевченко, естественно-географический факультет.

Возможные места работы (область применения):

- преподавательские должности в системе высшего и среднего образования, в экологических центрах учащихся городов и районов ПМР;

- научно-исследовательские лаборатория и учреждения (Республиканский НИИ экологии и природных ресурсов, научные подразделения ПГУ и др.);

- Министерство промышленности и регионального развития ПМР, Министерство экономического развития ПМР, Министерство просвещения ПМР, Министерстве сельского хозяйства и природных ресурсов ПМР, в военно-топографическая служба, Министерство обороны ПМР;

- Государственная служба статистики ПМР, Государственная служба экологического контроля и охраны окружающей среды ПМР, Гидрометцентре ПМР, Государственной службе по культуре и историческому наследию ПМР, ГУП Геологоразведка;

- муниципальные органы власти, городские и районные проектные организации, управления экологии и природных ресурсов;

- логистические службы и службы экологического контроля на предприятиях (Молдавская ГРЭС, Молдавский металлургический завод, «Тиротекс», «KVINT», «Молдавизолит», «Молдавкабель» и др.);

Направление подготовки

Землеустройство и кадастры

Профиль

Землеустройство

Квалификация

Бакалавр

Срок обучения

Заочная форма обучения - 5 лет;

Базовое образование:

среднее полное общее образование (11 классов);

начальное и среднее профессиональное образование с средним полным общим образованием;

Профильные предметы:

Математика, физика, русский язык.

Описание профиля подготовки:

Программа профиля готовит специалистов в сфере деятельности, связанной со сбором и анализом данных для проектов и схем землеустройства, для управления земельными ресурсами и объектами недвижимости, планирования, проектирования.

Виды профессиональной
деятельности:

- организационно-управленческая

- проектная

- научно-исследовательская

- производственно-технологическая

Область профессиональной 

деятельности:

- земельно-имущественные отношения;

- система управления земельными ресурсами и объектами недвижимости;

- организация территории землепользований;

- прогнозирование, планирование и проектирование землепользования,
рационального использования и охраны земель;

- правоприменительная деятельность по установлению права собственности и контролю использования земельных участков и иных объектов недвижимости;

- мониторинг земель и иной недвижимости;

- налогообложение объектов недвижимости;

- риэлтерская, оценочная и консалтинговая деятельность в сфере земельно-имущественного комплекса;

- учет, кадастровая оценка и регистрация объектов недвижимости;
проведение землеустройства;

- топографо-геодезическое и картографическое обеспечение землеустройства и кадастров;

- позиционирование объектов недвижимости, кадастровые съемки, формирование кадастровых информационных систем;

межевание земель;

- формирование земельных участков и иных объектов недвижимости;
инвентаризацию земель и объектов недвижимости.

Профессионально важные
качества:

- усидчивость;

- техническое мышление;

- абстрактное мышление;

- распределение и объем внимания;

- сосредоточенность;

- наблюдательность;

- развитое пространственное мышление.

Медицинские противопоказания

 

Где обучают:

Приднестровский Государственный Университет им. Т.Г. Шевченко естественно-географический факультет

Возможные места работы
(область применения):

Государственные проектные и научно-исследовательские институты землеустройства,  юридические фирмы, специализирующихся на земельных отношениях, земельно-кадастровые палаты , геодезические службы, госадминистрациях сел, районов, городов ПМР, БТИ городов ПМР, Республиканское БТИ.

Профессия /специальность/

направление подготовки

«Техносферная безопасность»

Срок обучения:

заочная форма обучения – 5 лет

Профиль (и):

«Защита в чрезвычайных ситуациях»

Квалификация (и):

бакалавр

Базовое образование:

- среднее полное общее образование (11 классов)

- начальное и среднее профессиональное образование с средним полным общим образованием

Профильные предметы:

математика, физика, родной язык

Описание профессии/

специальности/

направления подготовки:

Профиль подготовки «Защита в чрезвычайных ситуациях», это подготовка специалистов, способных:

-  оценить риски и составить квалифицированный прогноз природных и техногенных катастроф; 

- найти оптимальное решение по предотвращению чрезвычайных ситуаций на предприятиях, в организациях и в жилом секторе;

- квалифицированно разработать и оперативно реализовать организационно-технические мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- оценить в качестве эксперта причины и ущерб в результате ЧС, дать экспертную оценку произошедшего.

Виды профессиональной

деятельности:

- проектно-конструкторская;

- сервисно-эксплуатационная;

- организационно-управленческая;

- экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;

- научно-исследовательская.

Область профессиональной деятельности:

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата включает:

- обеспечение безопасности человека в современном мире;

- формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы;

- анализ и идентификация опасностей, защита человека, природы, объектов экономики и техносферы от естественных и антропогенных опасностей;

- ликвидация последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, контроль и прогнозирование антропогенного воздействия на среду обитания;

- разработка технологий и методов защиты человека, объектов экономики и окружающей среды;

- экспертиза промышленной безопасности и устойчивости технических объектов при чрезвычайных ситуациях.

Профессионально важные качества:

- ответственность;

- коммуникабельность;

- умение работать в команде;

- аналитические способности: умение анализировать и систематизировать информацию;

- умение работать самостоятельно при минимальном контроле;

- способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения, даже при нестандартных ситуациях;

- умение четко выполнять полученные инструкции;

- постоянное стремление к повышению квалификации, освоение технологических изменений и технических новшеств;

- хорошая физическая и психологическая форма.

Медицинские противопоказания:

Нервные и психические заболевания, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные заболевания.

Где обучают:

ПГУ им. ТГ Шевченко, г. Тирасполь

Возможные места работы (область применения):

- управление гражданской защиты и аварийно-спасательной службы;

- штабы гражданской защиты городов и районов;

- аварийно-спасательные отряды при городских и районных отделах внутренних дел.

Направление подготовки

«Педагогическое образование» (преподаватель биологии)

Срок обучения:

заочная форма обучения – 5 лет

Профиль (и):

«Биология»

Квалификация (и):

Бакалавр

Базовое образование:

- начальное профессиональное образование со средним полным общим образованием;

- среднее полное общее образование;

- среднее профессиональное образование

Профильные предметы:

 

Биология, химия, родной язык

Описание профессии/

специальности/

направления подготовки:

Биология ориентирована на подготовку обучающихся профессиональной деятельности учителя-предметника, направленная на реализацию учебно-воспитательного процесса по биологии в основной и средней (полной) общеобразовательной школе, а также педагога дополнительного образования естественнонаучного профиля.

Виды профессиональной

деятельности:

- педагогическая

- культурно-просветительная

- научно-исследовательская

Область профессиональной деятельности:

- образование

-социальная сфера

- культура

Профессионально важные качества:

- преподавательские способности;

- ораторские способности;

- организаторские способности;

- вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);

- коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);

- хорошее развитие памяти;

- высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);

- психическая и эмоциональная уравновешенность; способность к сопереживанию.

- умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

- высокая степень личной ответственности;

- самоконтроль и уравновешенность;

- терпимость, безоценочное отношение к людям;

- интерес и уважение к другому человеку;

- стремление к самопознанию, саморазвитию;

- оригинальность, находчивость, разносторонность;

- тактичность;

- целеустремленность;

- требовательность к себе и другим;

- наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

Дополнительно:

- высокий уровень развития зрительного восприятия цвета;

- высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания;

- высокий уровень логического, аналитического и творческого мышления;

- воображение;

- развитая образная память;

- точность восприятия, развитый глазомер;

- способность быстро принимать решения;

- аналитические способности;

- любознательность;

- терпеливость;

- наблюдательность, созерцательность;

- скрупулезность в работе;

- аккуратность.

Медицинские противопоказания:

психические и нервные заболевания

Где обучают:

ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Возможные места работы (область применения):

- биолог

- педагог

- преподаватель

- учитель биологии

Профессия /специальность/

направление подготовки

Педагогическое образование (преподаватель географии)

Срок обучения:

заочная форма обучения - 5 лет;

Профиль (и):

География

Квалификация (и):

Бакалавр

Базовое образование:

- среднее полное общее образование (11 классов);

- начальное и среднее профессиональное образование с средним полным общим образованием;

Профильные предметы:

География (профильный предмет), биология, родной язык

Описание профессии/

специальности/

направления подготовки:

Педагогическое направление относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Сущность данной профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Учитель географии - человек-энциклопедия. Он знает, где находятся все реки, моря, океаны. Знает города неизвестных нам стран, может указать на карте, где обитает невиданное нам животное и может запросто объяснить, откуда берется град. На каждое ваше «почему» у него всегда найдется ответ. Если вам по душе общаться с детьми и поддерживать в них жажду к знаниям, то профессия учителя географии подходит вам как нельзя лучше. Под рукой у этого специалиста есть карты, глобусы и множество других наглядных пособий – в умелых руках эти вещи смогут вызвать интерес даже у взрослого человека. И все это для того, чтобы донести до нас из далекой древности вековые знания об устройстве земного шара.  Одним словом учитель географии – это экскурсовод, учитель, краеведгеографбиологархеолог и историк в одном лице.

Виды профессиональной

деятельности:

Педагогический, методический, организационно-управленческий,  культурно-просветительский

Область профессиональной деятельности:

Педагогическая деятельность по географии в общеобразовательных школах, колледжах и лицеях.

Профессионально важные качества:

- умение глобально мыслить;

- развитое логическое и наглядно-образное мышление;

- аналитическое мышление;

- хорошие мнемические способности (кратковременная и долговременная намять);

- самостоятельность и гибкость мышления (способность изменять планы и способы решения задач в соответствии с меняющимися условиями);

- преподавательские способности;

- ораторские способности;

- организаторские способности;

- вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);

- коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);

- хорошее развитие памяти;

- высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);

- психическая и эмоциональная уравновешенность; способность к сопереживанию.

- умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

- высокая степень личной ответственности;

- самоконтроль и уравновешенность;

- терпимость, безоценочное отношение к людям;

- интерес и уважение к другому человеку;

- стремление к самопознанию, саморазвитию;

- оригинальность, находчивость, разносторонность;

- тактичность;

- целеустремленность;

- требовательность к себе и другим;

наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

Медицинские противопоказания:

 

Где обучают:

ГОУ "Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко" Естественно-географический.

Возможные места работы (область применения):

Педагогическая деятельность по географии в общеобразовательных школах, колледжах и лицеях.

Профессия /специальность/

направление подготовки

«Техносферная безопасность»

Срок обучения:

- дневная форма обучения – 4 года

- заочная форма обучения – 5 лет

Профиль (и):

«Пожарная безопасность»

Квалификация (и):

бакалавр

Базовое образование:

- среднее полное общее образование (11 классов)

- начальное и среднее профессиональное образование с средним полным общим образованием

Профильные предметы:

математика, физика, родной язык

Описание профессии/

специальности/

направления подготовки:

Обеспечение пожарной безопасности, представляет собой комплекс мероприятий и технических средств, направленных на исключение условий возникновения пожаров, предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.

Виды профессиональной

деятельности:

- проектно-конструкторская;

- сервисно-эксплуатационная;

- организационно-управленческая;

- экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;

- научно-исследовательская.

Область профессиональной деятельности:

- обеспечение безопасности людей;

- работа на объекте, связанная с обеспечением пожарной безопасности;

-  работа по предотвращению пожара;

-  проверка мест складирования материалов;

-  проведение учений по поведению в чрезвычайных ситуациях;

- проведение мероприятий, направленных на профилактику пожарной безопасности;

- составление инструкций пожарной безопасности для объекта в целом и для отдельных подразделений объекта;

- обеспечение средствами оповещения о пожаре (радиосвязь);

- обеспечение объекта первичными средствами пожаротушения (огнетушители, пожарные краны).

Профессионально важные качества:

- ответственность;

- коммуникабельность;

- умение работать в команде;

- аналитические способности: умение анализировать и систематизировать информацию;

- умение работать самостоятельно при минимальном контроле;

- способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения, даже при нестандартных ситуациях;

- умение четко выполнять полученные инструкции;

- постоянное стремление к повышению квалификации, освоение технологических изменений и технических новшеств;

- хорошая физическая и психологическая форма.

Медицинские противопоказания:

Нервные и психические заболевания, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные заболевания.

Где обучают:

ПГУ им. ТГ Шевченко, г. Тирасполь

Возможные места работы (область применения):

- подразделения МЧС;

- боевая (пожарная) часть;

- Госпожнадзор;

- объекты с повышенной пожарной опасностью;

- промышленные предприятия;

- страховые компании (пожарный технический аудит);

- тепло- и электростанции;

- заправочные станции.

Профессия /специальность/

направление подготовки

Общее направление подготовки - Туризм

Бакалавр в области организации туристской деятельности, технология и организации туроператорских  турагентских услуг, технология и организации экскурсионной деятельности.

Срок обучения:

4 года

Профиль (и):

Организация туристской деятельности

Квалификация (и):

Бакалавр

Базовое образование:

На базе среднего образования – получение квалификации Бакалавр по направлению «Туризм»

Профильные предметы:

География, биология, родной язык.

Описание профессии/

специальности/

направления подготовки:

Общее направление подготовки - Туризм

Работа в качестве специалиста по предоставлению туристско-рекреационных услуг, менеджера турпредприятия, маркетолога в туристской деятельности, гида-экскурсовода, туроператора, турагента, предоставление гостиничных услуг, сотрудник ресторанного бизнеса, организатор анимационной деятельности, предоставление лечебно-оздоровительных услуги.др.

Виды профессиональной

деятельности:

Комплексное туристское обслуживание и разработка турпродукта, Технология и организация экскурсионных услуг, Экономика и управление туристским предприятием, Менеджмент международного и внутреннего туризма, Организация и управление в индустрии туризма, Международный туризм, Технология и организация гостиничных услуг, Технология и организация туроператорских и турагентских услуг, Историко-культурный туризм, Организация туристской деятельности (с углубленным иностранным языком), Туристский бизнес, Услуги в сфере туризма, Международный и деловой туризм, Туристская деятельность, Туризм на водном транспорте Технология и организация развлечений, Технология и организация гостиничной деятельности, Туристский и гостиничный бизнес, Технологии и организация туристского и гостинично-ресторанного бизнеса, Технология и организация внутреннего туризма и турагентской деятельности, Проектирование туризм, Управление и проектирование туризма (по видам транспорта), Управление бизнес-процессами в туризме, Организация туристской деятельности со странами Афро-азиатского региона, Организация и управление предприятиями индустрии туризма и гостиничного хозяйства, Туризм и переводческая деятельность, Организация деятельности туристско-рекреационных комплексов, Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг, Организация туризма; инновационно-информационные технологии в туризме, Образовательный туризм, Социально-культурный сервис и туризм

Область профессиональной деятельности:

Организация туристской деятельности, туроператорских и турагентских услуг, экскурсионных услуг, управление предприятиями туризма, маркетолог в сфере туризма, туристский аниматор, обеспечение туристской инфраструктуры, специалист по созданию и внедрению туристских инноваций, специалист в области медицинского и оздоровительного туризма, специалист в области спортивного туризма, специалист в области архитектурного и историко-культурного туризма, организация сельского (агро) туризма, организация этнического туризма, организация религиозного (конфессионального) туризма. Организация экстремального туризма.

Профессионально важные качества:

- коммуникативные способности (умение входить в контакт,
налаживать взаимоотношенияи т.д.);

- вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);

- ораторские способности (умение грамотно выражать своимысли, умение убеждать);

- умение слушать;

- развитые организаторские способности;

- умение принимать решенияв неопределенных ситуациях;

- способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;

- способность управлять собой(способность к самоконтролю);

- хорошее развитие словесно-логической и образной памяти;

- хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);

- высокий уровень развития переключения и распределениявнимания (способность быстропереводить внимание с одногопредмета на другой, а такжеудерживать в центре внимания одновременно несколькопредметов или совершатьодновременно несколько действий);

- способность влиять на окружающих.

- энергичность, эрудированность;

- терпимость, интерес и уважение к людям;

- оригинальность, находчивость,разносторонность;

- артистизм;

- наблюдательность;

- тактичность, воспитанность;

- стремление к саморазвитию;

- уверенность в себе, принимаемых решениях;

- целеустремленность, настойчивость;

- творческое начало;

- гибкость (умение гибко и быстро реагировать на измененияситуации);

Медицинские противопоказания:

 

Где обучают:

ПГУ им. Т.Г.Шевченко, естественно-географический факультеткафедра социально-экономической географии и регионоведения.

Возможные места работы (область применения):

Туристские компании и агентства, гостиницы, базы отдыха, санатории, профилактории, лечебно-оздоровительные учреждения, рестораны, ночные клубы, кафе-бары, спа-салоны, анимационные центры, музеи, экскурсионные бюро, бюро путешествий, аквапарки, историко-культурные объекты (крепости), культовые объекты (храмы и монастыри – в качестве экскурсовода),

Профессия /специальность/

направление подготовки

Общее направление подготовки - Туризм

Специалист в области организации туристской деятельности, технология и организации туроператорских  турагентских услуг, технология и организации экскурсионной деятельности.

Срок обучения:

2 года

Профиль (и):

Технология и организация туристских и экскурсионных услуг

Квалификация (и):

Магистр

Базовое образование:

На базе высшего образования бакалавриата или специалитета) – получение квалификации Магистр по направлению «Туризм»

Профильные предметы:

Инновации технологии в туризме, Правовое обеспечение туристской деятельности, История, теория и методология рекреационной географии, Управление рекреационными ресурсами, Управление качеством туристских услуг, Проектирование экологических туров, Практика организации туристской деятельности в зарубежных странах, Туристско-рекреационные ресурсы Приднестровья, Региональная туристская политика, Событийный туризм, Винный и гастрономический туризм, Этнографический туризм.                                             

Описание профессии/

специальности/

направления подготовки:

Общее направление подготовки - Туризм

Работа в качестве специалиста по предоставлению туристско-рекреационных услуг, менеджера турпредприятия, маркетолога в туристской деятельности, гида-экскурсовода, туроператора, турагента, предоставление гостиничных услуг, сотрудник ресторанного бизнеса, организатор анимационной деятельности, предоставление лечебно-оздоровительных услуг и.др.

Виды профессиональной

деятельности:

Комплексное туристское обслуживание и разработка турпродукта, Технология и организация экскурсионных услуг, Экономика и управление туристским предприятием, Менеджмент международного и внутреннего туризма, Организация и управление в индустрии туризма, Международный туризм, Технология и организация гостиничных услуг, Технология и организация туроператорских и турагентских услуг, Историко-культурный туризм, Организация туристской деятельности (с углубленным иностранным языком), Туристский бизнес, Услуги в сфере туризма, Международный и деловой туризм, Туристская деятельность, Туризм на водном транспорте, Технология и организация развлечений, Технология и организация гостиничной деятельности, Туристский и гостиничный бизнес, Технологии и организация туристского и гостинично-ресторанного бизнеса, Технология и организация внутреннего туризма и турагентской деятельности, Проектирование туризма, Управление и проектирование туризма (по видам транспорта), Управление бизнес-процессами в туризме, Организация туристской деятельности со странами Афро-азиатского региона, Организация и управление предприятиями индустрии туризма и гостиничного хозяйства, Туризм и переводческая деятельность, Организация деятельности туристско-рекреационных комплексов, Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг, Организация туризма; инновационно-информационные технологии в туризме, Образовательный туризм, Социально-культурный сервис и туризм, Образовательная деятельность по подготовке специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма.

Область профессиональной деятельности:

Организация туристской деятельности, организация туроператорских и турагентских услуг, организация экскурсионных услуг, управление предприятиями туризма, маркетолог в сфере туризма, туристский аниматор, обеспечение туристской инфраструктуры, специалист по созданию и внедрению туристских инноваций, специалист в области медицинского и оздоровительного туризма, специалист в области спортивного туризма, специалист в области архитектурного и историко-культурного туризма, организация сельского (агро) туризма, организация этнического туризма, организация религиозного (конфессионального) туризма. Организация экстремального туризма, преподавательская и научная деятельность в области социально-культурного сервиса и туризма.

Профессионально важные качества:

- коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения и т.д.);

- вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);

- ораторские способности (умение грамотно выражать свои мысли, умение убеждать);

- умение слушать;

- развитые организаторские способности;

- умение принимать решения в неопределенных ситуациях;

- способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;

- способность управлять собой (способность к самоконтролю);

- хорошее развитие словесно-логической и образной памяти;

- хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);

- высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);

- способность влиять на окружающих.

- энергичность, эрудированность;

- терпимость, интерес и уважение к людям;

- оригинальность, находчивость, разносторонность;

- артистизм;

- наблюдательность;

- тактичность, воспитанность;

- стремление к саморазвитию;

- уверенность в себе, принимаемых решениях;

- целеустремленность, настойчивость;

- творческое начало;

гибкость (умение гибко и быстро реагировать на измененияситуации);

Медицинские противопоказания:

 

Где обучают:

ПГУ им. Т.Г.Шевченко, естественно-географический факультеткафедра социально-экономической географии и регионоведения.

Возможные места работы (область применения):

Туристские компании и агентства, гостиницы, базы отдыха, санатории, профилактории, лечебно-оздоровительные учреждения, рестораны, ночные клубы, кафе-бары, спа-салоны, анимационные центры, музеи, экскурсионные бюро, бюро путешествий, аквапарки, историко-культурные объекты (крепости), культовые объекты (храмы и монастыри – в качестве экскурсовода); органы управления туристской отраслью, детстко-юношеские станции туристов, негосударственные организации, занимающиеся экономико-туристским развитием региона.