ПГУ им. Т.Г. Шевченко

На круглом столе обсудили инновации в образовании

Круглый стол «Цифровая трансформация образования: опыт и перспективы», организованный отделом инновационных образовательных технологий, 30 ноября состоялся в конференц-зале главного корпуса университета. В его работе приняли участие президент ПГУ доктор физико-математических наук, профессор С.И. Берил, проректор по информатизации и инновационным образовательным технологиям кандидат технических наук, доцент А.Ю. Долгов, сотрудники отдела инновационных образовательных технологий университета, представители профессорско-преподавательского состава.

Открыл заседание проректор А.Ю. Долгов, отметив, что выбранная тема актуальна, поскольку теперь современное высшее учебное заведение подразумевает наличие внедренных инновационных технологий, которые обусловливают трансформацию учебного процесса. «Необходимо реагировать на новое оборудование, появляющееся в университете. Важно приобретать новые компетенции, которые будут учитывать технологические возможности. Чем дальше мы движемся, тем больше возможностей появляется, сегодняшним и перспективным требованиям необходимо соответствовать и студентам, и преподавателям. В нашем университете мы выпускаем специалистов, которые должны быть открыты всему новому, что может прийти в нашу жизнь. Сейчас мы проходим аккредитацию, которая позволит выдавать дипломы российского образца. Эта аккредитация идет уже на новом уровне, в цифровом формате, и срез знаний студентов ведется в цифровом формате. И процедура аккредитации должна показать уровень компетенций с обеих сторон», - подчеркнул Алексей Юрьевич.

Слово для приветствия предоставили президенту ПГУ С.И. Берилу, который подчеркнул важность исследуемого на круглом столе вопроса, поскольку прикладное значение инновационных технологий играет важную роль для высших учебных заведений. «На этом круглом столе обсуждаются точки зрения, которые имеют исключительную значимость для высшей школы. Стремительное внедрение новейших достижений науки по экспоненте можно назвать без преувеличения фазовым переходом. Технологии, которые использовались, но не повсеместно, в кризисной ситуации нашли неожиданное применение для решения проблем системы образования высшей школы. Без них высшие учебные заведения понесли бы потери, которые сейчас трудно оценить. Мы помним, как быстро нам пришлось перестроить сферу образования в кризисный период, но мы оценили преимущества и достоинства обучения в цифровой среде», - сказал Степан Иорданович.

Алексей Юрьевич Долгов представил вниманию собравшихся доклад «Проблемы цифровой трансформации университета», где подробно рассказал о внедрении новейших технологий в образовательный процесс вуза, о плоскостях, в которых ведется работа преобразования учебного процесса от традиционного формата к цифровому и  о специфике трансформации.

Об использовании технологии искусственного интеллекта в образовании рассказала в своем докладе начальник Управления образовательной политики ПГУ Л.К. Тануркова. Она привела в пример современные нейросети, которые могут сопровождать преподавательскую деятельность. «Известный ChatGPT может помочь в составлении практических материалов для занятий. Нейросети, создающие изображения, позволяют подобрать иллюстрационный материал, а развитие искусственного интеллекта вскоре позволит сопровождать занятия записью сгенерированного видео и презентаций», - отметила Людмила Константиновна.

Участники также заслушали доклад «Цифровая трансформация образования: стратегия успеха на конкурентном факультете» декана экономического факультета кандидата экономических наук, доцента И.Н. Узуна. Иван Николаевич рассказал о том, какие технологии и оборудование должны сопровождать образовательный процесс, чтобы привлекать в учебное заведение студентов, а само учебное заведение было конкурентноспособным среди других вузов.

Цифровым компетенциям как критерию оценки подготовленности к профессиональной деятельности выпускника вуза посвятила свой доклад кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии М.Д. Иванова. Темой доклада студентки 4 курса направления «Психология» факультета педагогики и психологии Валерии Усановой стало «Развитие цифровых компетенций педагогов вузов на этапе обучения в вузе».

В завершение заседания состоялось обсуждение и дискуссия по представленным докладам и подведение итогов работы круглого стола.

Татьяна Опренчук.