ПГУ им. Т.Г. Шевченко

О жизни и творчестве великого русского художника

Очередное заседание лектория любителей русского искусства, посвященное 155-летию со дня рождения  Валентина Александровича Серова состоялось14 февраля  в Русском центре фонда «Русский мир». О  жизни и творчестве художника образно и эмоционально рассказала старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Галина Николаевна Николаева.

Валентин Серов родился в семье известного композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова, автора опер  «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила», и пианистки Валентины Семёновны Серовой, ставшей первой  русской женщиной-композитором. Живописному таланту Валентина Серова, проявившемуся с ранних лет, способствовала  атмосфера творчества  в семье, а также общение с известными деятелями искусства и литературы (художниками Н.Н. Ге, И.Е. Репиным, скульптором М.М. Антокольским, писателем И.С. Тургеневым). Учителем и близким человеком для Валентина Серова стал художник И.Е. Репин. Он регулярно занимался с талантливым мальчиком, брал юного В.Серова с собою в творческие поездки и подготовил к поступлению в Императорскую Академию художеств. Там его педагогом стал знаменитый профессор П.П. Чистяков, который через несколько лет обучения сказал о В.Серове так: «И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция – всё было у Серова, и было в превосходной степени».

Одним из первых значительных произведений молодого художника стал портрет Л.А. Мамонтовой, 10-летней  племянницы промышленника и мецената С.И. Мамонтова, написанный в 1884 году. Наряду с портретной живописью В.Серов увлекается пейзажем («Зима в Абрамцеве. Церковь»,  «Открытое окно. Сирень»).

Расставшись с Академией художеств в 1886 году и совершив вместе с художником И.С. Остроуховым и братьями Мамонтовыми поездку в Италию  в 1887 году, В.А. Серов пришёл к выводу о том, что «надо искать и выражать в живописи отрадное».

В 1887 году в Абрамцеве 22-летний художник написал  портрет 12-летней Верочки  Мамонтовой, который назвал  «Девочка с персиками». Эта картина стала открытием возможности радоваться прекрасному – свету, летнему теплу, юности – тому, что восхитительно «само по себе». В 1888 году В.А. Серов пишет портрет Маши Симонович – «Девушка, освещённая солнцем», на котором  стремится  слить воедино  солнечные блики с  теплотою лета и  внутренним душевным светом своей кузины. За эту работу  В.А. Серова стали называть «первым русским импрессионистом».

Тонкий психологизм, умение увидеть и показать, «коего духа человек перед ним», сделали В.А. Серова ведущим портретистом России. Его кисти принадлежат портреты выдающихся деятелей мирового искусства (итальянских певцов Анджело Мазини и ФранческоТаманьо, русского оперного баса  Ф.И. Шаляпина, балерин Анны Павловой, Тамары Карсавиной и Иды Рубинштейн, режиссера К.С. Станиславского), русских писателей-классиков (Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М. Горького, К.Д. Бальмонта), художников (К.А. Коровина, И.И. Левитана), а также императоров Александра III, Николая II и членов их семей.

Интересны картины В.А.Серова на античные сюжеты («Похищение Европы», «Одиссей и Навсикая»), иллюстрации к басням И.А.Крылова, произведениям М.Ю.Лермонтова,  книге Н.И. Кутепова «Великокняжеская и царская охота на Руси, а также театральные работы (декорации к опере «Юдифь», занавес к балету «Шехерезада», афиша для выступлений  Русского балета в Париже в 1909 году).

Работы В.А. Серова с успехом демонстрировались на Всемирных выставках в Париже (1900), в Риме (1910). Он  был членом Товарищества передвижников, входил в творческое объединение «Мир искусства», был избран в совет  Третьяковской картинной галереи.

С 1897 года до 1905-го В.А. Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников – художники К.С.Петров-Водкин, Н.П.Ульянов, К.Ф.Юон.

За большой вклад в развитие отечественной живописи В.А. Серов был удостоен звания академика.

Смерть  46-летнего художника потрясла его современников. Преклонявшийся перед талантом В.А. Серова поэт В.Я.Брюсов писал: «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни…»

Увлекательный рассказ Галины Николаевны сопровождался обширной и очень содержательной презентацией, позволившей проследить не только жизненный и творческий путь В.А. Серова, но и увидеть неповторимый почерк великого мастера живописи.

Соб.инф.