ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Обсудили вопросы педагогического образования

Круглый стол «Развитие высшего педагогического образования и науки в классическом университете в Приднестровье» прошел 2 октября в конференц-зале ПГУ.  Мероприятие проводится в рамках Международного научно-образовательного форума «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» и приурочено к 90-летию Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко.

В работе круглого стола приняли участие министр просвещения ПМР А.Н. Николюк, директор ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации» В.В. Проценко, ректор ПГУ им. Т.Г. Шевченко профессор С.И. Берил, проректор по образовательной политике и менеджменту качества обучения Л.В. Скитская, проректор по научно-инновационной работе доцент И.В. Толмачева, проректор по молодежной политике В.В. Ени, декан факультета педагогики и психологии Л.И. Васильева.

Были рассмотрены вопросы развития системы образования Приднестровья, системы высшего педагогического образования и науки Приднестровского госуниверситета, стимулирования профессионального саморазвития педагогов и многое другое.

Открывая мероприятие, ректор ПГУ им. Т.Г. Шевченко профессор С.И. Берил тепло поприветствовал собравшихся и поздравил всех с юбилеем университета. Степан Иорданович рассказал об истории вуза, сложностях, с которыми сталкивался ПГУ до образования республики и после, становлении вуза как мощного центра науки и образования Приднестровья.

Говоря о векторах развития образования ПМР, министр просвещения ПМР А.Н. Николюк отметила, что в республике молодое поколение получает образование по трем уровням: дошкольное, общее и высшее. Это 156 организаций ДПО и 36 комплектов детсадов, 158 организаций среднего образования, 22 – высшего образования. В школах обучаются 45 154 человека, средняя наполняемость классов составляет 19,2 человека.

«В марте 2020 года весь мир и наша республика вошли в пандемию. Мы были вынуждены проводить обучение в экстренных условиях. Заканчивать год пришлось в дистанционной форме. Все выпускники смогли вовремя получить документы об образовании. В целом наблюдаются стабильные результаты обученности выпускников школ и вузов», - сообщила Алла Николаевна.

Министр просвещения рассказала и об электронной школе Приднестровья, значимых мероприятиях, проведенных в 2019-2020 учебном году, роли педагогов и стимулировании учителей на осуществление профессиональной деятельности. Также Алла Николаевна отметила, как много государство уделяет внимания молодым специалистам.

А.Н. Николюк подчеркнула: «На капитальный ремонт учебных заведений было выделено около 30 миллионов рублей. Большие суммы выделяются на издание учебников при полной отмене платы за аренду учебников. Ученики в школах бесплатно получают рабочие тетради. Огромные суммы выделяются на пополнение парка компьютерной техники в школах для успешного проведения обучения в дистанционном формате».

В преддверии Дня учителя министр просвещения пожелала всем педагогам  творчества, успехов и развития в профессиональной сфере. «Все мы делаем единое общее дело», - заключила Алла Николаевна.

В ходе работы круглого стола участниками был рассмотрен вопрос развития системы высшего педагогического образования и науки в классическом университете в Приднестровье. Доклад на эту тему представил ректор ПГУ им. Т.Г. Шевченко профессор С.И. Берил.

Степан Иорданович пояснил, что в 2001 году в целях осуществления фундаментальных и прикладных исследований в контексте комплекса программы «Глобальный региональный аспект  развития педагогической науки поликультурного образования в едином информационно-образовательном пространстве»  на базе университета был открыт Приднестровский научно-образовательный центр Южного отделения Российской Академии образования, научная программа которой являлась одним из основных направлений общей стратегии Южного  отделения РАО. Этот шаг во многом предопределил дальнейшую работу и план развития Приднестровского госуниверситета.

Деятельность центра определяли концептуальные исследования по разработке теории методики направленных на совершенствование и инновационное развитие образовательных систем, выявление содержательных и функциональных характеристик поликультурного образования, механизмов его реализации в целостном культурно-образовательном пространстве.

«В рамках осуществления научно-исследовательской деятельности центра были открыты экспериментальные площадки на базе не только университета, но и целого ряда образовательных учреждений Приднестровья. Научные результаты были отражены в концепциях и монографиях, моделях и проектах, учебно-методических комплексах, которые сегодня активно используются с целью повышения качества образования», - сообщил ректор.

Завершая свой доклад, С.И. Берил обозначил актуальные проблемы, с которыми сегодня сталкивается система образования Приднестровья. Это связано с тем, что образование сегодня стали причислять к сфере услуг. «Образование – это становой хребет существования общества и перевод его исключительно в сферу рыночных отношений был бы огромной ошибкой. Образование было, есть и будет только общенациональным делом. Ибо это не только передача накопленных знаний, но и процесс формирования личности, в котором учитель играет главную роль.  Вместе со знанием учитель передает культурный и духовных код нации и всего человечества.  Школьный учитель, вузовский педагог – это не продавцы знаний, а наставники, помогающие молодым найти свой путь в жизни», - привел Степан Иорданович цитату из речи патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

О необходимости профессионального развития педагогов и повышении квалификации, общемировых тенденциях и национальных решениях в области практики стимулирования профессионального саморазвития педагогов рассказал директор Института развития образования и повышения квалификации В.В. Проценко.

Проректор по образовательной политике и менеджменту качества обучения Л.В. Скитская остановилась на особенностях подготовки кадров высшей квалификации в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко и в российском научно-образовательном пространстве. Социально-психологический анализ мнения выпускников о качестве подготовки в вузе и факторах, влияющих на профессиональное становление студентов, представила проректор по молодежной политике профессор В.В. Ени.

Декан факультета педагогики и психологии Л.И. Васильева проинформировала о деятельности факультета, специальностях и контингенте учащихся, трудоустройстве выпускников в учебно-образовательные заведения республики.

Татьяна Сырбу.