«Возможно, я прохожу основные этапы развития и социализации не в том же порядке, что и мои сверстники. Но в своё время и я способна на маленькие победы.»
Хэйли Мосс
Аутизм - это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.
Медицинские исследователи пока не знают, что именно его вызывает, и какие процессы в организме и мозге приводят к этому состоянию. По последним данным ВОЗ на 2016 год, 1 из 160 детей рождается с аутизмом. Сегодня примерно каждый 59 новорожденный имеет признаки расстройства аутистического спектра (РАС), причем количество таких детей продолжает расти.
2 апреля – всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. В знак солидарности с людьми, страдающими аутизмом, и их семьями проводится акция «Зажги синим». Она заключается в том, что 2 апреля во многих городах мира с 20:00 до 23.00 (по местному времени) включается синяя или голубая подсветка известных зданий.
Уже более 150 стран мира принимают участие в акции «Зажги синим». В России она проводится с 2013 года в таких городах как: Москва, Санкт - Петербург, Саратов, Пенза, Архангельск, Воронеж, Екатеринбург, Кострома, Новосибирск, и др. Цель – привлечь внимание общественности к необходимости помогать людям с аутизмом и повышать качество их жизни, так как без понимания проблемы никогда не будет готовности общества принять людей с расстройством аутистического спектра.
Сегодня аутизм считается неизлечимым. От него нет таблеток. Помочь человеку с РАС может лишь ранняя диагностика, реабилитация и педагогическое сопровождение. Такие люди не умеют общаться. Изменить это состояние можно в раннем детстве с помощью специальных занятий. Чтобы овладеть общением, ребенок должен жить и учится в окружении сверстников. Изоляция в стенах дома приводит к полной ивалидизации. Люди с аутизмом, часто оказываются талантливыми в отдельных областях: – в истории, литературе, математике, географии и музыке. Они с легкостью запоминают большие тексты. Но самые простые действия им даются с трудом: разговор на повседневные темы, поход в магазин, переход улицы. Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть различным – от глубокой умственной отсталости до феноменальной одаренности в науке, искусстве и спорте. От полного отсутствия речи до гиперобщительности. Такие люди страдают от «социальной слепоты». Они не способны понять настроение и чувства другого человека. Они понимают буквально все, сказанное вами, и с трудом воспринимают нюансы человеческих отношений. Люди с аутизмом могут быть гиперчувстительны к внешним раздражителям: уличному шуму, нахождению в толпе, яркому освещению, определенным вкусам, сильным запахам и прикосновениям. Они не опасны для окружающих. Более того, в незначительной степени аутичные черты естъ у большинства людей, живущих среди нас. При правильной реабилитации некоторые люди с аутизмом способны вести самостоятельную жизнь, иметь семью и друзей.
Главной задачей родителей и педагогов является развитие самостоятельности у детей с аутизмом и их последующая интеграция в жизнь общества. Они обладают огромным творческим и интеллектуальным потенциалом, который не нужно терять.
Самые ранние признаки аутизма до 14 месяцев:
- 2-3 месяца ребенок не смотрит в глаза;
- после З-х месяцев у малыша отсутствует ответная улыбка на улыбку взрослого;
- после 6-ти месяцев не смеется, не интересуется социальными играми (такими как «ку-ку»);
- после 8 месяцев не следит за указательным жестом;
- после 9 месяцев не начал гулить;
- после 12 месяцев не поворачивается, когда вы зовете ребенка по имени; не понимает обращенную к нему речь (например, не показывает «пока, пока»);
- от 12 до 14 месяцев - не сказал ни одного осознанного слова;
- после 14 месяцев - не указывает пальцем на интересующий его объект (совместное внимание) и не следит за указательным жестом взрослого;
- отсутствует имитация.
Другие часто встречающиеся признаки аутизма:
- не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
- не интересуется игрушками или играет с ними не по назначению;
- ходит на носочках;
- не любит прикосновений;
- выстраивает предметы в ряд;
- чувствителен к некоторым звукам;
- нет речи, ребенок не может сказать, что хочет;
- частые истерики;
- агрессия или самоагрессия;
- трясет руками, головой, раскачивается;
- ребенок отстранен и игнорирует маму;
- все время повторяет слова или фразы;
- не произносит слова и мычит;
- проблема с едой (ребенок не ест, даже будучи очень голодным).
Если вы заметили какие-либо признаки из вышеперечисленных, то это вовсе не означает, что у ребенка есть аутизм. Это лишь знак, что возможно что-то идет не так в развитии ребенка и стоит обратиться к специалистам за помощью.
Можно пройти скрининговый тест на аутизм М-СНАТ, а также посетить детского педиатра, сурдолога, невролога или психиатра. Если диагноз подтвержден или выявлен аутистический спектр, то следует начать реабилитацию ребенка как можно скорее (Прикладной Анализ Поведения (Applied Behavior Alaysis сокр. ABA), логопед, дефектолог). Можно обратить за помощью в НП Базовый центр реабилитации и консультирования ОСОРЦ МD 3300, г.Тирасполь, ул. Ларионова 39/12; тел./факс: (+373 533) 8-55-00, e-mail: osorc.mail.ru; e-site: www.osorc.org
Аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
Отдел психологического сопровождения и
профориентационной работы
(тел. (+373 533) -79567 ).
Следующие статьи
- Семинар по творчеству Некрасова
- В День космонавтики
- Конвергенция текста и видео
- Выпускники филфака получили государственное распределение
- На повестке дня – Приемная кампания 2021
- Обновленный читальный зал готов к работе
- На медицинском факультете прошла студенческая конференция
- Состоялась международная конференция Ассоциации университетов новейших независимых государств
Предыдущие статьи
- Пути совершенствования физического образования обсудили в ПГУ
- Онлайн-квест по творчеству Н.В. Гоголя
- Рекомендации студентам ПГУ по самоорганизации времени и пространства в период дистанционного обучения
- Проекты в YouTube
- Проект "Любовь, семья, дети" в ZOOM-формате
- Экономический факультет
- Факультет физической культуры и спорта
- Филологический факультет