ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Рекомендации студентам ПГУ по самоорганизации времени и пространства в период дистанционного обучения

Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы ПГУ предлагает ряд рекомендаций для вас, уважаемые студенты, по самоорганизации времени и пространства в период дистанционного обучения.

В состоянии неопределенности, напрямую связанном с периодом карантина, человеку, который привык хоть как-то контролировать ситуацию, придется непросто. В первую очередь, нужно чем-то себя занять. К примеру, самое время сделать то, что в обычный период откладывалось «на потом». Можно написать список дел, которые требуют завершения, и начать выполнять этот план.

Важно спланировать свой день по часам и составить расписание занятий. Дистанционное обучение дает неоспоримые преимущества. Вы самостоятельно планируете, в каком темпе и в какое время выполнять задания, а также сами контролируете количество времени, отведенное на занятие. Важен самоконтроль и самоорганизация. 

 

Рекомендации для обучающихся в период дистанционного обучения

  • Соблюдайте режим дня и расписание занятий;
  • поддерживайте порядок рабочего места;
  • информируйте преподавателя по вопросам и проблемам подключения и обучения;
  • предоставляйте обратную связь преподавателю;
  • дозируйте нагрузку на глаза;
  • следуйте принципам информационной безопасности в сети.

Структурируйте время и пространство

1. Установите четкий режим дня и не забывайте ему следовать. Сохраняйте привычный для вашего организма ритм. Старайтесь просыпаться, засыпать, завтракать, обедать и ужинать в одно и то же привычное для вас время.

2. Планируйте свое время. Составь план занятий на неделю вперед. Занимайтесь учебными делами в отведенное на это время. Помните, что выходные дни и время для отдыха никто не отменял. Используйте чек-листы.

3. Скажите «нет» монотонности и рутине. Включите в расписание такие пункты: учеба, спортивные занятия, уборка, социальные сети, чтение книг, приготовление еды, прогулка, досуговые занятия, онлайн-общение, творчество, отдых, изучение иностранного языка, кино, обучение чему-то новому и др.

4. Управляйте вниманием. Избавляйтесь от отвлекающих факторов на время занятий. Чередуйте периоды умственного или физического труда с отдыхом. В расписании выделите утренние часы для выполнения учебных заданий. Не забудьте найти время для отдыха. Выполняя учебные задания, следите за временем: 80 минут трудимся, 15 минут отдыхаем.

5. Внешняя упорядоченность задает основу внутренней организованности. Регулярно проводите уборку помещения, где живете. Заправляйте кровать. Переодевайтесь из пижамы в комфортную для себя одежду. Подготавливайте рабочее место перед занятиями.

 

Практические рекомендации

«Формирование навыков самоорганизации и адаптации»

(по Велькову А.И.)

 

Как рационально распределить силы во время занятий.

Если:

  • замечаете, что работа лучше дается только вначале;
  • чувствуете, что первый порыв облегчает усвоение и восприятие;
  • знаете, что подъем работоспособности длится недолго и наступает быстрая утомляемость.

То:

  • наиболее трудную работу делайте вначале;
  • не теряйте вначале ни минуты на то, что можете легко сделать и после;
  • все необходимое для работы приготовьте заранее;
  • посторонние, но значимые мысли, приходящие в процессе работы, просто фиксируйте, возвращайтесь к ним после;
  • постепенно переходите от трудного, непонятного, неинтересного к легкому, понятному, интересному.

Если:

  • замечаете, что вначале работа как-то не клеится;
  • чувствуете вначале сонливость, даже если хорошо выспались; наиболее интенсивно выполняете вторую половину работы; лучше всего работается в конце.

То:

  • вначале делайте легкую работу;
  • вначале сделайте всю подготовительную работу;
  • вначале делайте более «двигательную» работу (записывайте, чертите, подсчитывайте);
  • постепенно переходите от легкого, интересного к трудному, неинтересному.

Как повысить свою работоспособность

  • Определите тип своего естественного ритма (пик работоспособности): «жаворонок» (продуктивное утро, быстрая утомляемость во второй половине дня) или «сова» (стабильный полдень, продуктивный вечер).
  • Не работайте вопреки своему естественному дневному ритму, а используйте эти закономерности в своем распорядке дня.
  • Откажитесь от употребления чая, кофе, медикаментов и т.п. в качестве стимулятора при отклонениях от индивидуальной нормы графика работоспособности.
  • Определите свой индивидуальный дневной ритм, постройте свою «кривую работоспособности» на основе самонаблюдений.
  • В соответствии с колебаниями работоспособности чередуйте тяжелую и легкую, важную и несущественную работу.
  • Ежедневно делайте физические или психокинезиологические упражнения для поддержания работоспособности.
  • Помните, что качество выполнения работы зависит от работоспособности.

Гигиена умственного труда

  • Оптимально варьируйте труд с отдыхом.
  • Не переутомляйтесь.
  • Отдыхайте разумно.
  • Отдыхайте регулярно в специально установленные дни.
  • Делайте перерыв - полчаса полного отдыха.
  • Правильно распределяйте умственную и физическую нагрузку.
  • Не работайте в один присест, работайте систематически, регулярно, периодически.
  • Соблюдайте привычный темп работы.
  • Перерывы не делайте слишком часто.
  • Не поддавайтесь ложной усталости.
  • Помните о том, что «утро вечера мудрее».
  • Не занимайтесь слишком долго одним и тем же.
  • Начинайте работу только после четкого определения цели и пользы.
  • Рационально и аккуратно питайтесь.
  • Берегите зрение (гимнастика для глаз полезна при длительной работе за компьютером).

 Как рационально использовать время

  • В начале каждого дня в специально отведенное время планируйте необходимую работу.
  • Заведите специальный календарь для планирования.
  • Проводите временной анализ своего дня, находите резервы.
  • Старайтесь заниматься только одним делом, пока не завершите его.
  • Читайте, смотрите, слушайте только самое необходимое.
  • Работая с информационным источником, не откладывайте его в сторону, пока не примете решение и не сделаете что-либо.
  • Записывайте данные обещания и события, которые надо запомнить.
  • Когда вам нужна тишина, скажите об этом окружающим.
  • Бегло просматривайте заголовки и заключения.
  • Никогда не теряйте первый час своего рабочего времени.
  • Определите пик энергии для своего рабочего дня и решайте самые сложные проблемы именно в это время.
  • Почувствовав усталость, сделайте перерыв.
  • Сразу вычеркивайте из своего календарного планирования пункты, которые выполнили.
  • Все необходимые вещи кладите на одно и то же место.
  • Существует правило «80/20»: 80% результатов получается с помощью 20% усилий (принцип Парето). Тратьте большую часть времени на эти 20% усилий.

Отдел психологического сопровождения

и профориентационной работы желает вам удачи!

 ( тел. (533) 79567, общ.7 каб.77)