Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы ПГУ предлагает ряд рекомендаций для вас, уважаемые студенты, по самоорганизации времени и пространства в период дистанционного обучения.
В состоянии неопределенности, напрямую связанном с периодом карантина, человеку, который привык хоть как-то контролировать ситуацию, придется непросто. В первую очередь, нужно чем-то себя занять. К примеру, самое время сделать то, что в обычный период откладывалось «на потом». Можно написать список дел, которые требуют завершения, и начать выполнять этот план.
Важно спланировать свой день по часам и составить расписание занятий. Дистанционное обучение дает неоспоримые преимущества. Вы самостоятельно планируете, в каком темпе и в какое время выполнять задания, а также сами контролируете количество времени, отведенное на занятие. Важен самоконтроль и самоорганизация.
Рекомендации для обучающихся в период дистанционного обучения
- Соблюдайте режим дня и расписание занятий;
- поддерживайте порядок рабочего места;
- информируйте преподавателя по вопросам и проблемам подключения и обучения;
- предоставляйте обратную связь преподавателю;
- дозируйте нагрузку на глаза;
- следуйте принципам информационной безопасности в сети.
Структурируйте время и пространство
1. Установите четкий режим дня и не забывайте ему следовать. Сохраняйте привычный для вашего организма ритм. Старайтесь просыпаться, засыпать, завтракать, обедать и ужинать в одно и то же привычное для вас время.
2. Планируйте свое время. Составь план занятий на неделю вперед. Занимайтесь учебными делами в отведенное на это время. Помните, что выходные дни и время для отдыха никто не отменял. Используйте чек-листы.
3. Скажите «нет» монотонности и рутине. Включите в расписание такие пункты: учеба, спортивные занятия, уборка, социальные сети, чтение книг, приготовление еды, прогулка, досуговые занятия, онлайн-общение, творчество, отдых, изучение иностранного языка, кино, обучение чему-то новому и др.
4. Управляйте вниманием. Избавляйтесь от отвлекающих факторов на время занятий. Чередуйте периоды умственного или физического труда с отдыхом. В расписании выделите утренние часы для выполнения учебных заданий. Не забудьте найти время для отдыха. Выполняя учебные задания, следите за временем: 80 минут трудимся, 15 минут отдыхаем.
5. Внешняя упорядоченность задает основу внутренней организованности. Регулярно проводите уборку помещения, где живете. Заправляйте кровать. Переодевайтесь из пижамы в комфортную для себя одежду. Подготавливайте рабочее место перед занятиями.
Практические рекомендации
«Формирование навыков самоорганизации и адаптации»
(по Велькову А.И.)
Как рационально распределить силы во время занятий.
Если:
- замечаете, что работа лучше дается только вначале;
- чувствуете, что первый порыв облегчает усвоение и восприятие;
- знаете, что подъем работоспособности длится недолго и наступает быстрая утомляемость.
То:
- наиболее трудную работу делайте вначале;
- не теряйте вначале ни минуты на то, что можете легко сделать и после;
- все необходимое для работы приготовьте заранее;
- посторонние, но значимые мысли, приходящие в процессе работы, просто фиксируйте, возвращайтесь к ним после;
- постепенно переходите от трудного, непонятного, неинтересного к легкому, понятному, интересному.
Если:
- замечаете, что вначале работа как-то не клеится;
- чувствуете вначале сонливость, даже если хорошо выспались; наиболее интенсивно выполняете вторую половину работы; лучше всего работается в конце.
То:
- вначале делайте легкую работу;
- вначале сделайте всю подготовительную работу;
- вначале делайте более «двигательную» работу (записывайте, чертите, подсчитывайте);
- постепенно переходите от легкого, интересного к трудному, неинтересному.
Как повысить свою работоспособность
- Определите тип своего естественного ритма (пик работоспособности): «жаворонок» (продуктивное утро, быстрая утомляемость во второй половине дня) или «сова» (стабильный полдень, продуктивный вечер).
- Не работайте вопреки своему естественному дневному ритму, а используйте эти закономерности в своем распорядке дня.
- Откажитесь от употребления чая, кофе, медикаментов и т.п. в качестве стимулятора при отклонениях от индивидуальной нормы графика работоспособности.
- Определите свой индивидуальный дневной ритм, постройте свою «кривую работоспособности» на основе самонаблюдений.
- В соответствии с колебаниями работоспособности чередуйте тяжелую и легкую, важную и несущественную работу.
- Ежедневно делайте физические или психокинезиологические упражнения для поддержания работоспособности.
- Помните, что качество выполнения работы зависит от работоспособности.
Гигиена умственного труда
- Оптимально варьируйте труд с отдыхом.
- Не переутомляйтесь.
- Отдыхайте разумно.
- Отдыхайте регулярно в специально установленные дни.
- Делайте перерыв - полчаса полного отдыха.
- Правильно распределяйте умственную и физическую нагрузку.
- Не работайте в один присест, работайте систематически, регулярно, периодически.
- Соблюдайте привычный темп работы.
- Перерывы не делайте слишком часто.
- Не поддавайтесь ложной усталости.
- Помните о том, что «утро вечера мудрее».
- Не занимайтесь слишком долго одним и тем же.
- Начинайте работу только после четкого определения цели и пользы.
- Рационально и аккуратно питайтесь.
- Берегите зрение (гимнастика для глаз полезна при длительной работе за компьютером).
Как рационально использовать время
- В начале каждого дня в специально отведенное время планируйте необходимую работу.
- Заведите специальный календарь для планирования.
- Проводите временной анализ своего дня, находите резервы.
- Старайтесь заниматься только одним делом, пока не завершите его.
- Читайте, смотрите, слушайте только самое необходимое.
- Работая с информационным источником, не откладывайте его в сторону, пока не примете решение и не сделаете что-либо.
- Записывайте данные обещания и события, которые надо запомнить.
- Когда вам нужна тишина, скажите об этом окружающим.
- Бегло просматривайте заголовки и заключения.
- Никогда не теряйте первый час своего рабочего времени.
- Определите пик энергии для своего рабочего дня и решайте самые сложные проблемы именно в это время.
- Почувствовав усталость, сделайте перерыв.
- Сразу вычеркивайте из своего календарного планирования пункты, которые выполнили.
- Все необходимые вещи кладите на одно и то же место.
- Существует правило «80/20»: 80% результатов получается с помощью 20% усилий (принцип Парето). Тратьте большую часть времени на эти 20% усилий.
Отдел психологического сопровождения
и профориентационной работы желает вам удачи!
( тел. (533) 79567, общ.7 каб.77)
Следующие материалы
- Выпускники филфака получили государственное распределение
- На повестке дня – Приемная кампания 2021
- Обновленный читальный зал готов к работе
- На медицинском факультете прошла студенческая конференция
- Состоялась международная конференция Ассоциации университетов новейших независимых государств
- Аутизм: лучшее лекарство – это Ваша доброта
- Пути совершенствования физического образования обсудили в ПГУ
- Онлайн-квест по творчеству Н.В. Гоголя