ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Обсудили актуальные вопросы преподавания русского языка

В рамках Недели науки 6 февраля на факультете педагогики и психологии состоялся Республиканский научно-методический семинар «Актуальные проблемы обучения русскому языку и культуре речи в условиях полиэтнической образовательной среды», приуроченный к 95-летию со дня основания ПГУ.

Семинар прошел в комбинированном формате, объединив преподавателей и аспирантов кафедры родного языка и литературы в начальной школе факультета педагогики и психологии, представителей кафедры русского языка и межкультурной коммуникации филологического факультета, учителей общеобразовательных школ республики, преподавателей Бендерского педагогического колледжа.

Открыла семинар декан ФПиП кандидат педагогических наук, доцент кафедры родного языка и литературы в начальной школе Л.И. Васильева. В своем выступлении Людмила Ивановна подчеркнула важность сохранения и развития русского языка в многонациональном регионе, акцентировав внимание на необходимости новых методик преподавания в условиях полиэтнической среды. В  докладе на тему «Современные подходы в обучении русскому языку в условиях полиэтнической образовательной среды вуза» она отметила необходимость адаптации учебных материалов с учетом национального разнообразия студентов.

В ходе работы семинара спикеры представили доклады по различным аспектам обучения русскому языку. Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Е.Г. Луговская рассмотрела вопросы прагматики деформированного текста и принципы работы с ним на занятиях по риторике, подчеркнув важность развития у студентов навыков критического восприятия информации. Канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации С.С. Полежаева обратила внимание на этнопедагогические аспекты преподавания русского языка в поликультурной среде, отметив, что учет национальных традиций и особенностей речи обучающихся способствует лучшему усвоению материала.

Заместитель декана по воспитательной работе канд. пед. наук, доцент кафедры родного языка и литературы в начальной школе М.Г. Вахницкая уделила внимание внеаудиторной работе как компоненту лингвометодической подготовки учителя начальных классов, рассказав о наиболее эффективных формах работы со студентами за пределами учебных аудиторий. Канд. пед. наук, доцент кафедры родного языка и литературы в начальной школе Т.Б. Кулакова представила современные методические принципы обучения русскому языку и культуре речи в вузах с полиэтническим составом студентов, отметив роль межкультурного взаимодействия в процессе обучения. Старший преподаватель кафедры родного языка и литературы в начальной школе Л.Х. Подолян затронула проблему культурной идентичности и ее влияния на развитие речевых навыков у студентов среднего профессионального образования, приведя примеры успешных практик внедрения национально-культурного компонента в обучение. 

Канд. пед. наук, доцент кафедры родного языка и литературы в начальной школе А.И. Маслова рассказала о значении внеаудиторной работы при формировании интереса к курсу «Русский язык и культура речи», поделившись примерами проведения языковых конкурсов и тематических мероприятий. Ст. преподаватель кафедры родного языка и литературы Е.В. Подгурская остановилась на специфике преподавания русского языка и культуры речи на факультете среднего профессионального образования в условиях поликультурности, подчеркнув необходимость индивидуального подхода к студентам.

Учитель начальных классов Суклейской русской средней общеобразовательной школы О.Н. Чебан рассказала о развитии устной речи младших школьников при изучении сказок, отметив влияние фольклора на формирование языковых навыков у детей.

Канд. пед. наук, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования, доцент кафедры А.А. Ткачук представила доклад о языковом компоненте в профессиональной подготовке бакалавров начального образования, подчеркнув важность формирования у будущих педагогов грамотной устной и письменной речи.

Ст. преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования О.В. Иващенко проанализировала функциональную модель развития коммуникативной культуры будущих учителей в условиях информационного общества, обратив внимание на влияние цифровых технологий на процесс коммуникации. Ст. преподаватель кафедры Н.И. Васильева сосредоточилась на развитии культуры речи будущих учителей начальных классов.

Зам. директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка Дубоссарской молдавской общеобразовательной школы №3 Н.И. Рознерица выступила с анализом методов развития речи учащихся через работу со словарями на уроках русского языка и новые способы привлечения интереса к работе с лексическими источниками.

Студентка IV курса направления «Психология» Даниэлла Руссу представила результаты исследования «Применение нейросетей в обучении психолого-педагогического направления».

Подводя итоги семинара, зам. декана по научной работе доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий  Г.В. Никитовская отметила, что мероприятие приурочено ко Дню науки. «С прошлого года Президент ПМР объявил, что это профессиональный праздник ученых, исследователей, работников университета. Наука – это трудоемкий процесс, требующий не только знаний и усердия, но и настоящей преданности своему делу. Ее невозможно спланировать, заранее предсказать результаты или ограничить жесткими рамками. Именно поэтому важно поддерживать и поощрять тех, кто ежедневно вкладывает силы и вдохновение в исследования», – подчеркнула Галина Владимировна. Далее согласно индивидуальному рейтингу по итогам научно-исследовательской работы Г.В. Никитовская вручила грамоты преподавателям кафедры родного языка и литературы. За третье место в достижении высоких результатов и третье место в индивидуальном рейтинге профессорско-преподавательского состава кафедры родного языка и литературы в начальной школе по итогам научно-исследовательской работы награждена А.И. Маслова. За второе место грамоту получила декан факультета педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент Л.И. Васильева. Первое место заняла кандидат педагогических наук, доцент М.Г. Вахницкая.

Татьяна Опренчук.