В рамках Недели науки 7 февраля на факультете педагогики и психологии состоялся Республиканский круглый стол «Современные проблемы социализации детей и подростков», приуроченный к 95-летию со дня основания университета. Научная конференция прошла в комбинированном формате при поддержке Приднестровского научного центра Российской академии образования и кафедры педагогики и современных образовательных технологий ФПиП. Участие в пленарном заседании приняли представители Министерства просвещения ПМР, сотрудники МВД и Инспекции по делам несовершеннолетних УВД ПМР, специалисты и практики из различных структур и образовательных учреждений республики в области педагогики и психологии, сотрудники социальных фондов и центров Приднестровья, профессорско-преподавательский состав и студенты факультета.
С приветственным словом на открытии круглого стола выступила декан факультета педагогики и психологии кандидат педагогических наук, доцент кафедры родного языка и литературы в начальной школе Л.И. Васильева. Людмила Ивановна акцентировала внимание на актуальности и важности выбранной для обсуждения темы. «Современный мир очень изменчив во всех сферах жизнедеятельности: в экономике, политике и образовании. Образование должно реагировать на все эти изменения, чтобы помочь подрастающему поколению адаптироваться к новым условиям в контексте всех глобальных сложностей», – отметила декан.
Пленарное заседание началось докладом зав. кафедрой педагогики и современных образовательных технологий канд. пед. наук, доцента А.М. Чобан-Пилецкой особенностях профессиональной подготовки специалистов в области профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. «В настоящее время невозможно представить образовательную организацию, которая живёт изолированно, вне взаимодействия с различными социальными институтами образования, культуры и науки. Социальное партнёрство, в рамках которого учитываются интересы всех участников, позволяет реализовывать образовательные программы, совместно использовать интеллектуально-информационные ресурсы, что приводит к совершенствованию качества деятельности образовательной организации. Качество гибкости образования может достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих учащихся и работодателей. Поэтому кафедра придаёт особое значение тесному сотрудничеству с работодателями и организациями, которые могут выступать в качестве базы учебных и производственных практик. Это взаимодействие позволяет приобретать нам и нашим студентам не только теоретические знания, но и ценный опыт работы в реальных условиях, применять полученные знания на практике, эффективно интегрироваться в профессиональную среду», – подытожила Антонина Митрофановна.
С докладом на тему «Психолого-педагогическая и социально-педагогическая службы в системе образования ПМР: актуальное состояние и перспективы развития» выступила главный специалист Управления молодёжной политики и дополнительного образования Министерства просвещения ПМР кандидат психологических наук, доцент И.В. Клименко. Илона Васильевна поделилась информацией о наличии педагогов-психологов и социальных педагогов в организациях образования ПМР по данным 2024 года, подчеркнув важность комплексного подхода психологической и социальной помощи для устранения таких актуальных проблем подрастающего поколения, как буллинг и деструктивное поведение, которые напрямую влияют на социализацию детей и подростков. «Психосоциальное сопровождение должно строиться на протяжении всей жизни ребёнка: начиная с начальной школы и заканчивая выпуском из организации общего образования. Главный акцент мы должны делать на профилактическо-превентивном направлении в работе», – заключила И.В. Клименко. Илона Васильевна также анонсировала открытие новой рубрики «Социально-педагогическая служба» на сайте Министерства просвещения, где будут размещены все актуальные нормативные документы по данному вопросу.
Об особенностях социализации подростков из неблагополучных семей рассказала руководитель Республиканского методического объединения социальных педагогов, заместитель директора по социальной работе Центра социально-воспитательной работы С.П. Радулова. Светлана Петровна отметила значимость благоприятного семейного климата в становлении личности и её успешной социализации. «Все проблемы социализации ребёнка лежат в семье. Поэтому наши усилия первоочерёдно должны быть направлены на поддержку и работу с семьями для того, чтобы помочь детям социализироваться в будущем», – констатировала она. С.П. Радулова также ознакомила присутствующих со статистикой неблагополучных семей в республике. На январь 2025 года зарегистрировано 162 неблагополучные семьи, в которых растут 315 детей и подростков. «Наибольший процент таких семей составляют педагогически несостоятельные семьи – 115 семей от общего количества. Чаще всего это родители, которые, в силу разных причин, в детстве не имели опыта проживания в семье или видели её негативный, искажённый пример. Родители в таких семьях не владеют культурой воспитания, в них присутствуют систематические психологические и физические наказания. Главная цель при работе с детьми из таких семей – компенсация дефицита внимания, общения и любви», – пояснила специалист. Приведя пример из собственного жизненного опыта, Светлана Петровна показала, каких положительных результатов социализации можно добиться при комплексном подходе и совместных усилиях обеих сторон.
Главный специалист отдела общего и дополнительного образования Управления народного образования г. Тирасполь, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог 1 категории МОУ «ТСШ №15» А.А. Попатенко остановилась на роли обучения личности заботиться о себе для успешной социализации в обществе. Анна Александровна выделила основные критерии заботы человека о самом себе, к которым относятся: принятие реальности и морально-нравственных норм общества, способность быть самостоятельным, умение жить в гармонии с собой и находить все необходимые ресурсы внутри себя. «Задача социально-педагогической службы – раскрыть личностный потенциал взрослеющего человека. Подрастающему поколению трудно разобраться в сути происходящего, поэтому им необходимо помочь в этом и научить их заботиться о себе. Социализация помогает отказаться от наивных детских представлений о мире. Необходимо научить детей видеть мир более сложным и многогранным», – отметила А.А. Попатенко.
С докладом на тему «Десоциализация подростков в условиях семейного неблагополучия» выступила педагог-психолог Республиканского кадетского корпуса им. Светлейшего князя Г.А. Потёмкина-Таврического МВД ПМР К. О. Карауш, рассмотрев специфику работы педагога-психолога, направленную на поиск причин и пути решения десоциализации ребёнка. Каролина Олеговна поделилась примерами из своей практики, когда причинами социальной дезадаптации являлись не только жестокие отношения со стороны родителей, но и гиперопека.
О социально-педагогическом сопровождении обучающихся «группы риска» в организациях среднего профессионального образования рассказала педагог-психолог, социальный педагог Дубоссарского индустриального техникума Л.А. Олийниченко. Отметив, что к группе риска относятся студенты, склонные к агрессивному, девиантному поведению, Лилия Арсеньевна сказала: «Самое главное в организации образовательного процесса – создать благоприятный психологический микроклимат для того, чтобы обучающиеся могли успешно пройти социально-психологическую адаптацию. Также важно качественное и своевременное выявление проблем у студентов и оказание помощи в решении актуальных задач в их профессиональном развитии и социализации». Для выявления этих проблем социальный педагог осуществляет различные виды деятельности: наблюдает за группой и её отдельными представителями, оценивает взаимоотношения студентов внутри коллектива, приглашает спикеров для чтения лекций, которые помогают студентам стать грамотнее в правовой сфере и сформировать духовно-нравственные принципы.
Опытом работы с трудными детьми и подростками поделилась начальник ИДН УВД г. Бендеры майор милиции Ю.А. Дергач. Она сообщила, что в связи с ростом показателей правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, было принято решение увеличить количество профилактических лекций в школах и улучшить их качество, с демонстрацией видеороликов и приглашением специалистов из различных профессиональных сфер. Для повышения интереса трудных подростков к здоровым увлечениям было организовано посещение театров, мотоклубов и музеев.
По окончании работы всем участникам круглого стола были выданы сертификаты. За достижения высоких показателей в индивидуальном рейтинге преподавателям кафедры педагогики и современных образовательных технологий были вручены грамоты. Грамоту за третье место получила старший преподаватель С.Ю. Щепул, за второе место – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Т.П. Ильевич. На первое место по итогам научно-исследовательской работы за год вышла заместитель декана по научной работе канд. пед. наук, доцент кафедры Г.В. Никитовская.
Николай Зинченко.
Следующие материалы
Предыдущие материалы
- Итоговая конференция профессорско-преподавательского состава ПГУ
- Результаты своих исследований представили студенты ФПиП
- Обсудили актуальные вопросы преподавания русского языка
- Неделя науки на факультете педагогики и психологии
- Состоялось заседание Совета деканов
- Сталинградская битва — преемственность поколений
- Будущие медики приняли участие в акции ко Дню борьбы с раком
- «За чистоту и культуру речи»