17-18 марта в Российской академии образования прошел Первый всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете». Среди участников более 250 ректоров, проректоров, деканов вузов РФ. Форум прошел на следующих площадках: Российская академия образования, Факультет педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова, РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, Московский городской педагогический университет, издательство «Просвещение».
Участников Форума поприветствовала президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева. На пленарном заседании научно-практической конференции «Педагогический профессионализм: современное состояние и перспективы развития» Ольга Юрьевна обозначила ключевые вызовы, стоящие сегодня перед профессиональным сообществом:
- недостаток научно обоснованного обновления содержания обучения;
- невысокий уровень подготовки студентов по предметным знаниям;
- слабая интеграция теории и практики;
- фрагментарность педагогических традиций и наследия;
- слабые связи между подготовкой учителей в вузах с их дальнейшим развитием как педагогов и исследователей.
РАО берет под контроль образовательные программы, по которым учат будущих педагогов. «В 2022 году мы инициируем масштабный мониторинг состояния реализации педагогических образовательных программ в вузах по всей стране: что сегодня преподают студентам? Насколько это отвечает требованиям, которые предъявляет школа, и современным образовательным стандартам? Хватает ли практики? Что стоит добавить, а от чего можно отказаться? После того, как мы получим эти данные, сможем предложить научно обоснованные, реальные механизмы повышения качества педагогического образования, наработать исследовательский материал, который помог бы в разработке единых подходов к развитию педагогического образования», - сказала О.Ю. Васильева.
Исследование будет вестись под руководством научного руководителя Центра развития педагогического образования РАО, директора института педагогики СПбГУ, члена-корреспондента РАО и председателя ФУМО по УГСН 44.00.00, доктора педагогических наук, профессора Елены Ивановны Казаковой. В нем примут участие более 200 вузов страны.
Елена Ивановна предложила систему первоочередных действий по решению актуальных проблем современной педагогики:
- позиционирование классического университета как активного участника развития кадрового потенциала региона и страны;
- руководители программ педагогического образования как лидеры развития качества образования;
- мониторинг (перехода на 3++, технологической, цифровой оснащенности, уровня и качества ВКР, цифровой и исследовательской компетентности выпускников, анализ целесообразности перехода на ФГОС 4.0);
- опережающая цифровизация (гибридное образование, проекты и исследования);
- новые форматы Летних школ для педагогов-исследователей, школьников педагогических классов;
- обновление модели практики.
Дмитрий Владимирович Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования РФ, отметил, что система подготовки кадров в сфере образования является стратегическим приоритетом для страны, а также указал на необходимость выстраивания стратегических векторов структурных изменений в сфере системы образования и развития единого образовательного пространства. Кроме того, Дмитрий Владимирович поднял вопрос о том, как готовить педагогов для обучения учителей, как должна развиваться педагогическая наука и как должны функционировать диссертационные советы.
Анастасия Владимировна Зырянова, заместитель министра просвещения РФ подчеркнула следующие моменты:
- сегодня в вузах наблюдается существенное различие в объемах теоретической и практической подготовки учителей;
- главная стратегическая задача профессионального сообщества – обеспечить равное количество подготовки будущего педагога в любом вузе страны;
- важность создания новейших образовательных пространств-кванториумов, а также необходимость реального внедрения в практику научных исследований.
Алексей Владимирович Лубков, ректор Московского педагогического государственного университета, академик РАО, доктор исторических наук, профессор отметил необходимость единства педагогического образования и предложил сконцентрироваться на национальных целях развития страны и адаптировать систему педагогического образования в соответствии с ними. Алексей Владимирович призвал критически отнестись к существующей практике и сделать систему образования более гибкой.
Айдар Минимансурович Калимуллин, директор Института психологии и образования Казанского (Приволжского) Федерального университета, доктор исторических наук, профессор предложил создание карты педагогического образования, обозначил важность укрепления сотрудничества университетов и РАО, подчеркнул необходимость создания единой регулярной информационной площадки для обсуждения актуальных разработок российских вузов в сфере педагогики.
В течение двух дней в рамках форума состоялись такие мероприятия, как две научно-практические конференции, три круглых стола, форсайт-сессии, совещание руководителей организаций высшего образования, дискуссии и др.
Л.И. Васильева,
заместитель директора Приднестровского научного центра РАО.
Следующие материалы
Предыдущие материалы
- Совет по инновационной образовательной деятельности ПГУ
- Весенняя неделя добра ПГУ
- Первенство по бадминтону
- Бронзовая медаль Чемпионата Европы
- Отчетно-выборная профсоюзная конференция
- Заседание Совета по воспитательной работе
- Прошло очередное заседание Совета деканов
- Конференция молодых ученых-филологов