ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Педагогическое образование в российском классическом университете

17-18 марта  в Российской академии образования прошел Первый всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете». Среди участников более 250 ректоров, проректоров, деканов вузов РФ. Форум прошел на следующих площадках: Российская академия образования, Факультет педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова,  РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина,  Московский городской педагогический университет, издательство «Просвещение».

Участников Форума поприветствовала президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева. На пленарном заседании научно-практической конференции «Педагогический профессионализм: современное состояние и перспективы развития» Ольга Юрьевна обозначила ключевые вызовы, стоящие сегодня перед профессиональным сообществом:

- недостаток научно обоснованного обновления содержания обучения;

- невысокий уровень подготовки студентов по предметным знаниям;

- слабая интеграция теории и практики;

- фрагментарность педагогических традиций и наследия;

- слабые связи между подготовкой учителей в вузах с их дальнейшим развитием как педагогов и исследователей.

РАО берет под контроль образовательные программы, по которым учат будущих педагогов. «В 2022 году мы инициируем масштабный мониторинг состояния реализации педагогических образовательных программ в вузах по всей стране: что сегодня преподают студентам? Насколько это отвечает требованиям, которые предъявляет школа, и современным образовательным стандартам? Хватает ли практики? Что стоит добавить, а от чего можно отказаться? После того, как мы получим эти данные, сможем предложить научно обоснованные, реальные механизмы повышения качества педагогического образования, наработать исследовательский материал, который помог бы в разработке единых подходов к развитию педагогического образования», - сказала О.Ю. Васильева.

Исследование будет вестись под руководством научного руководителя Центра развития педагогического образования РАО, директора института педагогики СПбГУ, члена-корреспондента РАО и председателя ФУМО по УГСН 44.00.00, доктора педагогических наук, профессора Елены Ивановны Казаковой. В нем примут участие более 200 вузов страны.

Елена Ивановна предложила систему первоочередных действий по решению актуальных проблем современной педагогики:

- позиционирование классического университета как активного участника развития кадрового потенциала региона и страны;

- руководители программ педагогического образования как лидеры развития качества образования;

- мониторинг (перехода на 3++, технологической, цифровой оснащенности, уровня и качества ВКР, цифровой и исследовательской компетентности выпускников, анализ целесообразности перехода на ФГОС 4.0);

- опережающая цифровизация (гибридное образование, проекты и исследования);

- новые форматы Летних школ для педагогов-исследователей, школьников педагогических классов;

- обновление модели практики.

Дмитрий Владимирович Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования РФ, отметил, что система подготовки кадров в сфере образования является стратегическим приоритетом для страны, а также указал на необходимость выстраивания стратегических векторов структурных изменений в сфере системы образования и развития единого образовательного пространства. Кроме того, Дмитрий Владимирович поднял вопрос о том, как готовить педагогов для обучения учителей, как должна развиваться педагогическая наука и как должны функционировать диссертационные советы.

Анастасия Владимировна Зырянова, заместитель министра просвещения РФ подчеркнула следующие моменты:

- сегодня в вузах наблюдается существенное различие в объемах теоретической и практической подготовки учителей;

- главная стратегическая задача профессионального сообщества – обеспечить равное количество подготовки будущего педагога в любом вузе страны;

- важность создания новейших образовательных пространств-кванториумов, а также необходимость реального внедрения в практику научных исследований.

Алексей Владимирович Лубков, ректор Московского педагогического государственного университета, академик РАО, доктор исторических наук, профессор отметил необходимость единства педагогического образования и предложил сконцентрироваться на национальных целях развития страны и адаптировать систему педагогического образования в соответствии с ними. Алексей Владимирович призвал критически отнестись к существующей практике и сделать систему образования более гибкой.

Айдар Минимансурович Калимуллин, директор Института психологии и образования Казанского (Приволжского) Федерального университета, доктор исторических наук, профессор предложил создание карты педагогического образования, обозначил важность укрепления сотрудничества университетов и РАО, подчеркнул необходимость создания единой регулярной информационной площадки для обсуждения актуальных разработок российских вузов в сфере педагогики.

В течение двух дней в рамках форума состоялись такие мероприятия, как две научно-практические конференции, три круглых стола, форсайт-сессии, совещание руководителей организаций высшего образования, дискуссии и др.

Л.И. Васильева,

заместитель директора Приднестровского научного центра РАО.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5