В рамках сотрудничества с Барановичским государственным университетом (Республика Беларусь) 22 апреля состоялся XII Международный научно-практический семинар «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы», на котором специалисты факультета педагогики и психологии и представители учреждений дополнительного образования ПМР обсудили специфику развития дошкольного образования. На семинаре выступили сотрудники ПГУ и дошкольных учреждений республики. Было представлено 16 докладов, освещающих вопросы повышения качества обучения детей дошкольного возраста, их развития и деятельность ДОУ в целом.
Открыла семинар приветственным словом декан факультета педагогики и психологии доцент Людмила Ивановна Васильева. Она подчеркнула важность исследования развития дошкольного образования и уникальную систему подготовки дошкольников, сочетающую в себе как инновации, так и традиции советского педагогического процесса. И это, по словам Людмилы Ивановны, выгодно отличает нашу систему дошкольного образования от западноевропейской. «У нас идет полноценный воспитательный образовательный процесс. Маленьких деток у нас сопровождает и логопед, и психолог, и воспитатель, который в старших группах работает с ними, обучает, образовывает, и в итоге школа получает "готовых" детей. Вот это наше большое завоевание и великая наша традиция», - отметила в своем выступлении Л. И. Васильева.
С пленарным докладом выступила доцент кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента Любовь Тимофеевна Ткач. Свое выступление она посвятила особенностям организации образовательного партнерства в условиях муниципальной социокультурной системы.
Вопросы качества дошкольного образования были рассмотрены доцентом кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента Ольгой Людвиговной Марачковской, представившей доклад «Современные проблемы управления качеством дошкольного образования». Вопрос качества дошкольного образования проанализировала с другой точки зрения заведующая МДОУ «ЦРР № 17» Наталья Юрьевна Бойко, выступив с докладом «Проблемы оценки качества дошкольного образования в условиях реализации государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Внутреннюю оценку качества дошкольного образования как условия эффективного управления рассмотрела в своем докладе Анна Людвиговна Лопатюк, заведующая МДОУ «ЦРР № 20» г. Тирасполь.
Вопросы развития детей, качеств их характера и развития личности в целом рассмотрели в своем выступлении «Содержание и структурные компоненты диагностики становления гражданской идентичности у детей дошкольного возраста» заведующая кафедрой дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента доцент Татьяна Анатольевна Гелло и доцент этой же кафедры Валентина Алексеевна Гелло.
Доцент кафедры родного языка и литературы в начальной школе Татьяна Борисовна Кулакова, проанализировала основные аспекты формирования речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе. Педагог-психолог МДОУ «ЦРР № 17» свое выступление посвятила тому, каким образом основные черты характера ребенка закладываются в раннем детстве. Художественно-эстетическое развитие дошкольников рассмотрела в своем докладе «Образовательное пространство социума как элемент художественно-эстетического развития дошкольников» заведующая МДОУ № 23 г. Тирасполь Татьяна Михайловна Хохлова.
Ряд докладов был посвящен деятельности внутри учреждения дошкольного образования и совершенствованию образовательного процесса. Заведующая МДОУ «ЦРР № 47» Елена Олеговна Григорьева и В. А. Святун воспитатель-методист по ФИЗО представили доклад «Интегральная модель здоровьесберегающей деятельности в ДОУ». Формы преемственности в работе ДОУ и школы в современных условиях проанализировала заведующая МДОУ № 18 г. Тирасполь Ольга Вячеславовна Новикова. Заведующая МДОУ ЦРР № 45 г. Тирасполь Елена Александровна Струсевич, учитель молдавского языка А.В. Молаке и заместитель заведующей по ОД Юлия Константиновна Янова выступили с докладом «Организационно-педагогические условия обучения молдавскому языку в организации дошкольного образования. Старший преподаватель кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента Анна Александровна Неделкова рассмотрела в своем выступлении особенности взаимодействия образовательной дошкольной организации и семьи по развитию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Особое внимание на семинаре уделили дошкольному образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В серии докладов рассматривались возможности трансформаций и инноваций в образовательном процессе в коррекционных учреждениях, инклюзивному образованию и вопросам адаптации детей с ограниченными возможностями. Доцент кафедры дошкольного специального образования и педагогического менеджмента Зинаида Алексеевна Никоненко представила доклад «Деятельность учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида». А.Г. Байзан, учитель-логопед МДОУ «ЦРР № 47» Н.А. Дорошевич, учитель-логопед МДОУ «ЦРР № 55» г. Тирасполь рассмотрели коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда в условиях логопедической группы с детьми с общим недоразвитием речи. Преподаватель кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента Анна Владимировна Водзинская представила доклад на тему «Процесс социализации лиц с нарушениями интеллекта в Приднестровье». Преподаватель кафедры ДСОиПМ Н.А. Демченко подняла в своем выступлении вопрос психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Доцент кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента О.А. Иовва обратилась к проблеме условий организации успешного обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Завершился семинар обсуждением представленных докладов и принятием резолюции по итогам проведенного мероприятия.
Татьяна Опренчук.