Международная научно-практическая конференция «Художественный мир С. Есенина», приуроченная к 130-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти поэта, 28 октября состоялась в Русском центре Фонда «Русский мир» ПГУ. Участие приняли преподаватели, студенты и аспиранты не только нашего университета, но и вузов Волгограда, Симферополя, Москвы, Оренбурга, Башкирии, Баку, а также литераторы, журналисты, деятели культуры. Мероприятие проходило в смешанном формате, иногородние авторы представили свои доклады дистанционно.
С пожеланиями успехов и обретения новых знаний к участникам обратился проректор по научно-инновационной деятельности доктор экономических наук, профессор В.Н. Босюк.
На пленарном заседании первым прозвучал доклад кандидата филологических наук, доцента кафедры русской литературы ХХ-ХХІ веков, теории литературы и гуманитарных наук Воронежского государственного университета О.Н. Фенчука, в котором было рассмотрено стихотворение С.А. Есенина «Не ветры осыпают пущи» в контексте русской религиозной литературы – произведениями М.Ю. Лермонтова, М.В. Ломоносова, И.С. Никитина, И. А. Бунина.
Образ участника пугачёвского восстания Хлопуши в поэме С.А. Есенина «Пугачёв» стал темой доклада доктора филол. наук, профессора Московского педагогического государственного университета Д.М. Поля. Автор сравнивает есенинское изображение Хлопуши с трактовкой А.С. Пушкина, известной по повести «Капитанская дочка», для написания которой Александр Сергеевич обращался к историческим источникам. В отличие от героя А.С. Пушкина, у есенинского персонажа нет возможности покаяться, потому что он – символ мести и персонификация народного восстания. Именно такая трактовка и стала доминантной в литературе ХХ-ХХІ веков, поскольку такой герой был востребован.
Доцент кафедры журналистики, канд. филол. наук Красноярского государственного университета В.К. Васильев сравнил Сергея Есенина с героями Василия Шукшина. «Все дороги закрыты, нет путей к истине. Человек обречён. Это шукшинская концепция», – утверждает докладчик, полагая, что она и роднит двух авторов.
Приднестровский культуролог, краевед, публицист и общественный деятель, доцент кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Тираспольского межрегионального университета Н.В. Дымченко акцентировал внимание на культурологическом осмыслении образа С. Есенина в советском и постсоветском искусстве. Образ поэта нашёл отражение практически во всех видах искусства. С.Ф. Якушевский написал цикл картин, вдохновлённых произведениями писателя. Поэту установлено много памятников, один из которых, скульптора Григория Потоцкого, установлен в Музее-квартире Есенина в Москве. Он изображает поэта в виде ангела со сломанными крыльями. По мотивам произведений Сергея Александровича и по мотивам его биографии поставлено много спектаклей, сняты художественные и документальные фильмы. Немало строк в стихах и прозе написано о С.А. Есенине, в том числе и приднестровскими авторами, ряд которых – Валерий Кожушнян, Ольга Молчанова, Марина Сычёва стали лауреатами есенинской премии. «На протяжении столетия создавался образ Есенина в произведениях различных видов и жанров искусств, которые, возможно, не совпадают с реально жившим поэтом. Этот образ противоречив, как и сам поэт. Он живёт своей отдельной жизнью, и сейчас важно его культурологическое осмысление», – подытожил Николай Викторович.
Главный редактор российского журнала «Вторник» И.М. Михайлов поделился, что для него образ Сергея Есенина важен с точки зрения культурологической миграции и мифологизации. Иллюстрацией стал представленный им видеоролик, в котором песенный коллектив из Рязани «Радуница», всё творчество которого пронизано поэзией Сергея Есенина, исполняет свою песню.
Тему отношения С.А. Есенина к Богу, которое беспокоило его всю жизнь, потому что он везде видел образ Божий, особенно в раннем творчестве, продолжила Член Союза писателей Приднестровья, поэт М.И. Сычёва в своем докладе «Понять бы смысл его судьбы». С наступлением революционных перемен 1917 года прежняя вера рушится под натиском новой реальности, и поэт ищет Бога в новом мире. В революции Сергей Есенин увидел возможность изменить жизнь к лучшему и даже готов был отречься от Бога, проститься с прошлым. Это приводит к осознанию утраты своих корней и самого себя. Попытку вернуться к ним, обнажая свою душу, поэт делает в поэме «Чёрный человек». Именно эти душевные метания и терзания, считает Марина Ивановна, заставили Есенина убить себя.
Свою версию трагической кончины С.А. Есенина высказал д-р филол. наук, профессор кафедры русской филологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко, член Союза писателей Приднестровья С.М. Заяц. В ходе рассмотрения темы «Образ матери в поэзии Сергея Есенина» Сергей Михайлович делает вывод, для такого человека, как Есенин, когда вера теряет прочность, единственным, кто мог бы его спасти, становится мама. «Не мог человек, для которого мать – всё, покончить жизнь самоубийством. Это моё глубокое убеждение», –поделился С.М. Заяц. В качестве аргументом в защиту своей теории Сергей Михайлович приводит факт церковного отпевания поэта, чего не бывает в случае добровольного ухода из жизни. Совершившему этот обряд священнику грозит отлучение от церкви.
Интерес вызвал доклад «Фронтовая Есениниана: поэзия Сергея Есенина как духовное оружие русского воинства» члена Комиссии по культуре и сохранению духовного наследия Общественной палаты Российской Федерации, главного редактора журналов «Современное есениноведение» и «Есенинский вестник», доктора филологических наук, профессора Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина О.Е. Вороновой. Она рассказала о том, как его стихи читали в годы войны, переписывая вручную, потому что не хватало тиражей книг поэта. Поэзия Сергея Есенина стала символом единства русского воинства. О.Е. Воронова рассказала о сапёре, который разминировал более тысячи снарядов, и ни разу не подорвался, как он считал, только потому, что, не зная молитв, читал про себя стихи Есенина. И такие ситуации были не единичны. Стихи поэта любил знаменитый подводник А.М. Маринеско.
После пленарного заседания состоялись секционные занятя, модераторами которых выступили С.М. Заяц и доцент кафедры русской филологии О.В. Литвин. Были заслушаны сообщения, освещавшие биографию поэта, построение, выразительные средства, фольклорное начало его поэзии, , образ в современной массмедиакультуре и на другие темы.
Анастасия Филипенко.
Следующие материалы
Предыдущие материалы
- Повод для гордости и дорога к новым вершинам
- Торжественная закладка Аллеи памяти
- Медиа-2025: темы, форматы, возможности
- Новые технологии на практике
- Лекция по истории приднестровской идентичности для преподавателей филфака
- Добро пожаловать в студенческую семью
- Живая боль, живая память
- ТРИЗ в образовании, науке и агропроизводстве


