ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Психологический практикум. Сессия в режиме дистанционного обучения

Каждому человеку в жизни приходится проходить через такое серьёзное испытание, как экзамен (в переводе с латыни "испытания"). Время предэкзаменационной подготовки, как правило, связано с волнением и переживаниями, состоянием стресса.

 Экзаменационный стресс оказывает негативное влия­ние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. Во время  сессии организм студента испытывает интенсивную умственную нагрузку, повышен­ную статическую нагрузку, ограничение двигательной актив­ности, нарушение режима сна, эмоциональные переживания. Все это приводит к нарушению нормальной жизне­деятельности организма.

По данным большинства исследователей, экзаменаци­онный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов. Дополнительным испытанием для наших студентов  становится нынешний формат обучения – дистанционный.

Практика показывает, что дистанционный формат обучения по-разному влияет на психологические особенности студентов, их адаптационные возможности  как  в период обучения, так и в период сессии. Так,  дистанционное обучение,  создает возможности для  более доверительных отношений между студентом и преподавателем,  кроме того,   студент  может заниматься, находясь в любом удобном для него месте, не отвлекаться на посторонние разговоры и лучше концентрироваться на текущих задачах. Студенты получают необходимые знания, выполняют задания под контролем преподавателя, пользуются интерактивными возможностями. Это происходит в тех случаях, если  студент  имеет высокий уровень личной мотивации к обучению, овладению профессией, обладает самостоятельностью и обладает хорошими навыками самодисциплины. Эти характеристики, как правило, присущи студентам старших курсов, имеющих опыт подготовки и сдачи предыдущих сессий.

Студенты-первокурсники, вчерашние школьники могут испытывать трудности как в период подготовки к экзаменам и зачетам, так и непосредственно при их сдаче.

Психологи предлагают способы и техники, помогающие справиться с экзаменационной тревогой, научиться концентрироваться и работать с  материалом, помогающие эффективно использовать ресурсы своей памяти и внимания. Так, успех на  экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов. Их применение помогает ослабить эмоциональное напряжение и  сохранить хорошее самочувствие и настроение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Для ослабления эмоционального напряжения целесообразно использовать приемы и упражнения, направленные на тренировку оптимального планирования времени, внимания, памяти, эмоциональной устойчивости.

Упражнение «Слоновая техника». Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить в виде слона. Разбить ее на более мелкие и представить  в виде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, поможет поглотить «слона» в целом.

Упражнение «Вопросы к себе». Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:  Какова моя цель на этом этапе? Сколько времени в моем распоряжении? Как лучше использовать это время? Какие задачи нужно решить в первую очередь? В какой последовательности должны решиться эти задачи? Что нужно подготовить для решения каждой задачи?

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ

Упражнение «Прогулка». Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти. Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором Вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, магазины, автобусные  остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская. При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.

Упражнение «Утро». Упражнение направлено на тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств.  Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе вопросы: Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально? Смогу ли я выполнить все, что запланировано? Если нет, то какие дела необходимо выполнить в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать? Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации? Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня?  Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и решительности.

Метод «Ищите связи». Данный метод можно использовать при работе с большим, сложным текстовым материалом. В материале могут быть следующие связи:

а) Смысловые. Текст, в котором одна мысль логически предопределяет следующую за ней, запоминается сравнительно легко. Поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл текста, увидеть логические связи между абзацами, параграфами, главами.

б) Структурные. Психологические эксперименты показали, что при запоминании логически не связанных между собой слов (терминов, иностранных слов), важное значение имеет их расположение на листе, объединение в группы (например, цифр в номере телефона) и даже в какие-либо фигуры. Подчеркивайте, обводите нужное, используйте сокращения, группируйте слова, которые начинаются с одной буквы.

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Один из  способов  саморегуляции - самовнушение. Оно должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным,  должно быть обличено в простые, четкие и типичные фразы в утвердительной форме без частицы «не» (я хочу, я могу и т. п.) и предполагает многократное повторение.

Психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции. Вы можете выбрать те, которые подойдут Вам: спортивные занятия, контрастный душ, стирка белья, мытье посуды, танцы под музыку, пение, прогулка  и др.

Свое напряжение  можно выразить смятием газетного листа, превратив его в комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету можно порвать на кусочки, затем выбросить не помойку. Из еще одной  газеты можно  слепить свое настроение, закрасив газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование).

Если Вам необходима психологическая поддержка или консультация, обращайтесь к психологу Вашего факультета!

  Отдел психологического сопровождения и

профориентационной работы,

  т.  (533) 79567.