ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Психологические особенности студенческого возраста

Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). 

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis – усердно работающий, занимающийся) - учащийся высшего, а в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц, после введения учебных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) – только учащихся.

Студенческий возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом теперь выражается самостоятельность студента. Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребности в общении с взрослыми. Подобная потребность объясняется растущими проблемами самосознания и самоопределения, решить которые молодому человеку бывает трудно. Возросший уровень самосознания и способствует развитию уровня требований молодых людей к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют требования более высокого порядка к моральному облику взрослого и сверстника. В  исследованиях,  посвященных  студенческому  возрасту,  отме­чается  противоречивость  внутреннего  мира,  сложность  нахождения  своей  самобытности  и  формирования  неповторимой,  творческой  индивидуальности. Юность – также пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости. В этот момент очень важна поддержка значимого взрослого.

Некоторые  особенности  психики  студенческого  возраста  опреде­ляются  промежуточностью  общественного  положения  и  статуса.  Опреде­ление  своего  места  в  мире  взрослых  людей  предполагает  личностное  и  социальное  самоопределение.  Студенческий возраст характерен и развитием так называемой «экономической активности», которая включает в себя понимание самостоятельной производственной деятельности, начало трудовой жизни и подготовку к созданию собственной семьи.

В  плане  общепсихического  развития  студенчество  является  периодом  интенсивной  социализации  человека,  развития  высших  психических  функций,  становления  всей  интеллектуальной  системы  и  личности  в  целом.

 В.Д. Небылицын и др. отмечают, что среди нейрофизиологических особенностей, которые связаны с развитием центральной нервной системы человека в поздней юности, важнейшими являются такие:

  • Наименьший латентный (скрытый) период реакций на любое внешнее влияние раздражителя (в том ч. и словесный сигнал), т.е. быстрейшее реагирование на него.
  • Оптимум абсолютной и распознавательной чувствительности всех анализаторов.
  • Наибольшая пластичность коры главного мозга и высокая гибкость в образовании сложных психомоторных и других привычек.
  • Наибольший объем оперативной (кратковременной) памяти (активная умственная деятельность способствует высшим показателям памяти).
  • Высокие показатели внимания.
  • Оптимум развития интеллектуальных функций (если взять логическую способность двадцатилетнего человека за эталон, то в 30 лет она будет равняться 96%, в 40 лет - 87%, в 50 лет - 80%, а в 60 лет - 75% от эталона).
  • Высочайшая скорость решения вербально-логических задач.
  • Интенсивное развитие всех видов чувств, повышенная эмоциональная чувствительность (раздражимость) к разным обстоятельствам окружающей жизни.

Поэтому этот период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки молодого человека. "Вот время для усвоения мудрости" (Жан Жак Руссо).

Время  учёбы  в  вузе  совпадает  со  вторым  периодом  юности  или  первым  периодом  зрелости,  который  отличается  сложностью  становления  личностных  черт  (работы  Б.Г.  Ананьева,  А.В.  Дмитриева,  И.С.  Кона,  В.Т.  Лисовского  и  др.).  Характерной  чертой  нравственного  развития  в  этом  возрасте  является  усиление  сознательных  мотивов  поведения.  Заметно  укрепляются  те  качества,  которых  не  хватало  в  полной  мере  в  старших  классах  —  целеустремленности,  реши­тельности,  настойчивости,  самостоятельности,  инициативы,  умения  владеть  собой. 

Само  поступление  в  вуз  создает  у  студента  ощущение  веры  в  собственные  возможности  и  определяет  его  дальнейшую  жизнь.  Однако  дальнейшая  учеба  в  вузе  раскрывает  и  изменения  в  настро­ении  молодых  людей:  эйфория  первых  месяцев  учебы  сменяется  скептическим  отношением  к  преподаванию,  системе  оценивания  и  др.

Однако  необходимо  констатировать  и  тот  факт,  что  способность  к  произвольности  и  сознательной  регуляции  своего  поведения  развита  у  молодых  людей  не  в  полной  мере.  И  в  основе  такого  поведения  зачастую  лежат  немотивированный  риск,  неумение  ставить  себя  на  место  другого  человека,  предвидеть  последствия  своих  поступков.  Успешность  учебной  деятельности  студента  опреде­ляется  освоением  новых  для  него  особенностей  учебы  в  вузе.  В  процессе  учебы  складывается  студенческий  коллектив,  вырабаты­ваются  навыки  и  умения  организационной  работы,  формируется  система  работы  по  выработке  профессионально  значимых  качеств  личности. Это  возраст  проявления  альтруистических  чувств  и  полной  самоотдачи.

Деятельность  студенческого  возраста  предполагает  наличие  и  использование  способностей,  которые  позволяют  успешно  овладеть  системой  знаний  и  умений.  Здесь  характерна  зависимость интеллектуальных способ­ностей  от  развития  психических  способностей,  в  частности  внимания,  памяти,  воображения  и  мышления. При  этом  необходимо  отметить,  что  на  начальном  этапе  обучения  не  все  молодые  люди  успешно  осваивают  программу  обучения  и  воспитания  в  вузе.  И  связано  это  не  с  тем  уровнем  подготовки  в  средней  школе,  которую  они  получили.  Налицо  такой  факт,  как  несформированность  готовности  к  обучению,  проявлять  самостоя­тельность,  уметь  произвольно  контролировать  свое  поведение  и  деятельность,  оценивать  себя  и  окружающих  людей,  уметь  правильно  распределять  свое  рабочее  время,  чередуя  его  с  отдыхом.

Многие  проблемы  молодых  людей  на  первых  порах  обучения  связаны  с  отсутствием  у  них  навыков  самостоятельной  работы,  в  первую  очередь,  неумение  конспектировать  лекционный  материал,  работать  с  источниками,  анализировать  полученный  материал,  ясно  и  логично  излагать  свои  мысли.

Общественная  работа,  выполняемая  молодыми  людьми,  способ­ствует  их  интеллектуальному  развитию,  развивает  организаторские  способности  и  индивидуальное  самостоятельное  решение  проблем.

Психологическое  развитие  и  становление  студенчества  имеет  свои  периоды  подъема  и  спада,  что  обусловлено  определенными  противоречиями,  взаимопереходами,  самовыражением,  самодвиже­нием,  активной  жизненной  позицией.

Студенческий возраст – это также период романтики, жизненного оптимизма, активной социальной позиции. С молодежью всегда связывают надежду на социальный прогресс, лучшее будущее общества.

Студенческий возраст - "золотая пора" и в личностной жизни человека: время величественных мечтаний и влюбленности, уюта дружеского круга общения и погружения в свое "Я", духовного взлета и сексуальной активности, создания семьи и счастливых забот материнства-отцовства.

Психологическая служба ПГУ в канун Дня св.Татьяны желает всем студентам ПГУ крепкого здоровья, исполнения желаний, найти для себя область успешного самоутверждения, испытывать радость от учебно-профессиональной деятельности, стремиться к осознанности каждого мига, наслаждаться молодостью и неповторимостью этого периода!

С уважением, отдел психологического сопровождения и профориентационной работы ПГУ

Общежитие №7 каб.77, 81

Раб. тел.: 053379567