ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Игра как ресурс развития личности

Когда мы что-то делаем, обучаясь, работая, отдыхая или воспитывая детей, мы одновременно играем. Вся наша жизнь – игра, как говаривал Вильям наш Шекспир. Эту мысль в ХХ веке блестяще развил и обосновал голландский философ, культуролог и историк Йохан Хёйзинга (1872-1945).

Он определяет игру как функцию, которая не обусловлена ни биологией, ни логикой, ни этикой. Более того, играют не только люди, но и животные. При всем многообразии форм любые игры объединяет несколько важных факторов: правила, особые пространственно-временные условия и удовольствие.

По мнению ученых, на всех этапах развития личности игра воспринимается как интересное, необходимое для ее жизнедеятельности занятие. Чем старше ребенок, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры. На эти специфические особенности игры большое внимание в своей практической деятельности обращали известные исследователи Л. Выготский, А. Запорожец, Д. Эльконин, А. Усова, Ж. Пиаже, П. Лесгафт, С. Русова, К. Ушинский, В. Сухомлинский, Н. Михайленко, Н. Короткова.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности и не теряет свою актуальность в более старшем возрасте, а также в студенческие годы.

В последнее время специалисты многих областей науки и практики все чаще используют игру как эффективный инструмент для работы.

Игра – это осмысленный эмоционально-насыщенный вид деятельности, фрагмент жизни, в миниатюре организуемый в соответствии с особым сводом правил.

В психологической практике игра расширяет возможности направленные на личностное развитие, на диагностику и проработку тем, важных для человека. Игра служит эффективным средством социализации и адаптации к обстоятельствам жизни, нейтрализации стрессопорождающих нагрузок и, следовательно, средством оздоровления.

Так, можно назвать некоторые функции социально-психологических игр:

  • Развлекательная - развлекает, поднимает настроение
  • Коммуникативная – способствует общению, развитию навыков
  • Самореализационная – дает возможность человеку проявить себя и свои способности.
  • Игротерапевтическая – помогает научиться преодолевать психологические трудности, возникающие в жизни.
  • Социализационная – дает возможность человеку включаться в систему социальных отношений, способствует усвоению социальных норм

Различают следующие виды психологических игр:

Игровые «оболочки» – этот вид психологических игр самый распространенный и самый простой. В данном случае игра используется как некоторое обрамление, общий фон психологической работы. Игровые «оболочки» используются в начальной школе, хороши они и для младших подростков. Наиболее активно сегодня психологами образования эксплуатируются игровые «оболочки», построенные по принципу новогодней сказки для малышей в детском саду: Новый год не может состояться из-за того, что злые силы что-то украли, спрятали, сломали. Добрые герои, не щадя живота своего, восстанавливают справедливость. Новый год наступает вовремя. Во многих психологических играх, описанных в современной литературе, дети тоже куда-то попадают, кого-то спасают. Игровые «оболочки» могут быть самыми разными.

Например, путешествие на поезде от станции к станции, движение внутри от уровня к уровню, международная конференция журналистов с проходящими в ее рамках мастер-классами, создание узоров в волшебном калейдоскопе и т.д. Игровые «оболочки» можно использовать и в работе со старшеклассниками.

Игры-проживания – позволяет создать условия для совместного и одновременно индивидуального, личного освоения некоторого придуманного пространства, построения в его рамках межличностных отношений, создания и осмысления ценностей личного существования в данной ситуации. Это более сложный вид игры, как для участников, так и для ведущего. Для него сложность может представлять управление игровым процессом, для участников опасность связана с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обращаться к своему собственному «Я» с достаточно непростыми вопросами. Возраст может быть любой.

«Игры-проживания» не могут быть удачными и не удачными, они всегда складываются по-разному. Однако любой вариант «проживания» игры очень полезен: выявляются скрытые разрушительные процессы, личность продвигается в понимании того, что в ней происходит. Следовательно, жизнь продолжается.

Игры-драмы – они способствуют самоопределению ее участников в определенных ситуациях и совершенствованию ценностно-смыслового выбора. Развивается мотивационная сфера, система жизненных ценностей, готовность к совершению выборов, умению ставить цели, навык планирования. Формируется способность к рефлексии и саморефлексии.

Проектные игры. Данные игры оказывают влияние на освоение и осмысление человеком инструментальных задач, которые связаны с построением деятельность, достижению конкретных результатов и систематизации деловых взаимоотношений с окружающими. Формируются навыки саморегуляции, развивается личностная критичность и умение соотносить свои действия с поставленными задачами

Игры отличаются тем, что люди с удовольствием идут в этот процесс. В игре много эмоций, желания, творчества, соответственно у игроков больше мотивации, вовлеченности в игру. В игре возможно все, как в детстве, в игре есть азарт, драйв и фан, в игре можно официально побыть ребенком. Ключевое слово здесь “можно”. Людям наконец-то можно быть самими собой.

Не удивительно, что в современном мире игры набирают популярность, ведь тренд нашего времени — это индивидуальность, самовыражение, проявление себя и своих способностей. Нужны новые способы обучения, чтобы адаптироваться к быстро меняющейся среде, нестандартно мыслить, находить нетривиальные пути выхода из ситуаций. И тут на помощь приходят игры. Тот самый игровой способ, которым проще всего обучаться в детстве. Оказалось, что не только в детстве. Каждый взрослый сохраняет в себе детскую любознательность, интерес к миру, способность развиваться, радоваться открытиям и просто веселиться. 

Значение игры для раскрытия потенциала человека переоценить попросту невозможно. Недаром И. Хейзинг в своей знаменитой книге «Homo ludens» («человек играющий») пишет: «… Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит, мы более чем просто разумные существа, ибо игра есть занятие внеразумное».

Игра – реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. Искусство игры - важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.

Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы с нетерпением ждет очных встреч со студентами ПГУ для совместных психологических игр!

Тел. 533 79 567