ПГУ им. Т.Г. Шевченко

В Русском центре состоялось очередное заседание кинолектория

30 ноября в Русском центре ПГУ состоялось очередное заседание кинолектория. На этот раз студенты филологического факультета смотрели фильм «Весенние перевертыши», снятый по повести Владимира Тендрякова.

Тендряков – автор остросюжетных и остросоциальных рассказов, повестей и романов, в которых предпринята попытка решить мировоззренческие и этические проблемы (сам Тендряков констатировал: «Мое поколение их не решило»).

Прозаик, сценарист, драматург Владимир Тендряков был одним из предшественников «деревенской» прозы, но не стал писателем-«деревенщиком», стремился исследовать различные стороны современной ему действительности. В литературе наставником Тендрякова был К.Г. Паустовский.

В критической литературе чаще всего выделяют следующие циклы в его прозе: «деревенский», «школьный» и «атеистический». «Деревенский» цикл не был оценен в полной мере – как при жизни автора, так и после его смерти (исключение – произведения, посвященные теме коллективизации). Цикл «атеистический» оказался «неподъемным» и для читателей, и для самого Тендрякова из-за нерешенных, внутренне противоречивых мировоззренческих проблем (по его собственным словам, он «как писатель старался показать, что религию никогда не интересовало и не интересует, в какие условия поставлена человеческая личность, что ее конкретно радует, волнует, тревожит»). «Школьный» цикл принес В. Тендрякову заслуженную славу.

В кинофильме «Весенние перевертыши» (1974) рассказано о сложностях «переходного» (от детства к юности) этапа человеческой жизни, поиска себя как личности. Автор размышляет о времени, о вечности, о загадке бытия. Главный герой повести Дюшка Тягунов впервые сталкивается с «проклятыми» философскими вопросами: «Что такое жизнь? Есть ли бессмертие? В чем смысл человеческого пути?». Он испытывает неведомые ему ранее эмоции (страницы повести овеяны свежестью и полнотой первой любви), впервые узнает, что в одном и том же человеке необъяснимым образом совмещаются добрые и злые начала. Авторское знание психологии подростка было подлинным и глубоким, он умел приникнуть в самые глубины души подрастающего человека.

После просмотра фильма состоялось его обсуждение. Старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Алла Сергеевна Винницкая рассказала студентам о приметах неповторимого стиля прозы Тендрякова – сложных психологических коллизиях, которые всегда присутствуют в произведениях автора. Герои постоянно спорят, что часто приводит к драматическим, а то и трагическим развязкам. Эти качества художественных произведений, созданных Тендряковым, оказались востребованными не только в литературе, но и в киноискусстве. Большинство из произведений Владимира Тендрякова экранизировано.

Соб. инф.