ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Обсудили проблемы преподавания русского языка

В ресурсном центре факультета педагогики и психологии 7 февраля прошел республиканский научно-практический семинар «Лингвометодический компонент в образовательных программах подготовки педагога». Семинар проходил в рамках Недели науки. В его работе приняли участие декан факультета педагогики и психологии кандидат педагогических наук, доцент Л.И. Васильева, профессорско-преподавательский состав факультета, представители кафедры русского языка и межкультурной коммуникации филологического факультета, преподаватели Бендерского педагогического колледжа и школ республики.

С приветственным словом к участникам обратилась декан факультета педагогики и психологии кандидат педагогических наук, доцент Л.И. Васильева. «На этой дискуссионной площадке мы рассчитываем обменяться опытом работы. Это очень важно, поскольку от знаний учителя начальных классов, от его кругозора, педагогического мастерства зависит дальнейшая судьба ребенка, его отношение к учебе и жизненная позиция. И русский язык в системе предметов занимает особое место, поскольку это язык обучения, и его знание определяет успех в освоении других дисциплин», - отметила Людмила Ивановна.

Заместитель декана по научной работе факультета педагогики и психологии кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Никитовская подчеркнула актуальность выбранной для семинара темы. «Главный инструмент учителя – это слово, если педагог владеет этим инструментом, это сразу повышает его статус», - сказала Галина Владимировна.

Выступления открыла кандидат педагогических наук, доцент кафедры родного языка и литературы в начальной школе Т.Б. Кулакова докладом о формировании коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов в цикле лингводидактических дисциплин. Преподаватель русского языка и литературы ГОУ СПО «Бендерский педагогический колледж» Е.А. Горюк выступила с докладом «Презентация опыта работы по применению практико-ориентированного подхода при организации учебных занятий и внеаудиторных мероприятий по МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению как условие формирования у обучающихся профессиональных компетенций».

Об использовании технологии геймификации на занятиях по русскому языку как фактора повышения мотивации к учебному материалу рассказала старший преподаватель кафедры родного языка и литературы в начальной школе факультета педагогики и психологии Л.Х. Подолян. Доклад «Психологическая готовность первого технологического поколения к цифровому обучению» представили кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Е.Г. Луговская и магистрант кафедры А.М. Березовски.

Тему интеграции искусственного интеллекта в обучении иностранному языку раскрыла в своем сообщении учитель английского языка высшей квалификационной категории МОУ «Тираспольская средняя школа №3 им. А.П. Чехова» Е.П. Тимчук.

Актуальные проблемы организации самостоятельной работы студентов при изучении лингвистических дисциплин в вузе осветила кандидат педагогических наук, доцент кафедры родного языка и литературы в начальной школе факультета педагогики и психологии А.И. Маслова. На  современных подходах в преподавании русского языка на факультете среднего профессионального образования акцентировала внимание  преподаватель кафедры родного языка и литературы в начальной школе Е.В. Подгурская.

Учитель начальных классов МОУ «Тираспольская гуманитарно-математическая гимназия» И.Н. Дында проинформировала о методах обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка. Доклад о развитии орфографической зоркости младших школьников с тяжелыми нарушениями речи подготовила учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГОУ «Средняя коррекционная общеобразовательная школа-интернат I-II, V видов».

Воспитательный потенциал вне учебной деятельности как фактор языковой подготовки педагога и психолога рассмотрела кандидат педагогических наук, доцент кафедры родного языка и литературы в начальной школе М.Г. Вахницкая.

На роли внеаудиторных занятий по русскому языку в подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности остановилась преподаватель профессионального учебного цикла ГОУ СПО «Бендерский педагогический колледж» Г.С. Горбенко. Эффективные методы развития речи младших школьников и использование приемов мнемотехники по изучению словарных слов на уроках русского языка рассмотрели учитель начальных классов МОУ «Суклейская русская общеобразовательная школа» О.Н. Чебан и учитель начальных классов МОУ «Тираспольская гуманитарно-математическая гимназия» Т.А. Сайдакова.

Формирование функциональной грамотности как один из аспектов обучения русскому языку младших школьников стало темой  доклада директора МОУ «Тираспольская средняя школа №7» Т.И. Подплетневой.

В заключение участники встречи обменялись мнениями по затронутым в ходе выступлений вопросам.

Татьяна Опренчук.