ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Искусственный интеллект: возможности и преграды

 Профориентационное мероприятие «Час прямого эфира» прошло 29 апреля в конференц-зале главного корпуса университета. Начальник Управления образовательных программ Л.К. Тануркова и начальник отдела по обеспечению деятельности Приемной комиссии и профориентации О.Н. Овсянникова совместно с сотрудниками и студентами Рыбницкого филиала Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко в дистанционном формате рассказали будущим выпускникам об искусственном интеллекте.

Что же такое искусственный интеллект, раскрыла заведующая кафедрой информатики и программной инженерии А.А. Тягульская. Это способность машин выполнить задачи, требующие человеческого интеллекта, включая анализ данных, обучение и принятие решений. Предполагалось, что искусственному интеллекту будут доступны функции перевода текстов, распознавания объектов и смысла произносимых слов. На сегодняшний день становится понятным, что возможности ИИ безграничны.

Развитие технологий искусственного интеллекта разделяют на три этапа. В 1950-е годы Алан Тьюринг впервые ввел этот термин, в 1957-1974-е годы произошел прогресс в вычислительной технике и машинном обучении, а в 1980-е началось развитие алгоритма. «Это инновационная область, которая меняет наши представления о том, что могут компьютеры и автоматизированные системы. Он обещает улучшить нашу жизнь, создав новые возможности и облегчая труднодостижимые задачи», – сказала Людмила Анатольевна.

Обучение искусственного интеллекта происходит на определенном наборе данных. Это когда в нейронную сеть ИИ загружают огромное количество данных, где описана ситуация, характеристики или объект и уже известен результат. Анализируя эту информацию, нейронная сеть осуществляет самообучение или обучение «с учителем».

Однако у каждой медали есть две стороны. Может ли в будущем искусственный интеллект стать угрозой для человечества? На этот вопрос ответить не просто. Как отметили спикеры, на сегодняшний день ИИ воспринимается как инструмент, способный решить поставленную задачу и не более.

Искусственный интеллект прочно вошел в нашу жизнь. Старший преподаватель кафедры информатики и программной инженерии О.В. Сташкова отметила, что ИИ активно применяют в медицине, образовании, промышленной и бытовой сферах, сельском хозяйстве, в сфере дорожного движения. В качестве положительного примера Ольга Владимировна отметила, что в зависимости от интересов и потенциала школьника, искусственный интеллект может сформировать для него индивидуальную образовательную программу обучения начиная с пятого класса. Тем самым школьник будет себя формировать как специалист.

Начальник отдела инновационного инжиниринга А.Б. Глазов предложил школьникам от теории перейти к практике. «Если неизбежен бунт, надо его возглавить», – пошутил Анатолий Борисович и пригласил ребят познакомиться с бесплатным циклом видеолекций по ссылке http://abglazov.rfpgu.ru/online/ai/ai.htm.

Как создать чат-бот, рассказал старший преподаватель кафедры информатики и программной инженерии И.В. Луценко. Есть два варианта создания чат-бота – через программирование или платные конструкторы. Чтобы спрограммировать бот, надо уметь писать программы через Pyton. Этому надо учиться. Достоинства конструкторов – это быстрое создание и простота использования. Но они платные.

В завершение студенты Рыбницкого филиала ПГУ дали советы о том, как работать с искусственным интеллектом и как облегчить себе обучение при помощи чата GPT. После встречи школьникам, родителям и преподавателям предоставили возможность задать интересующие вопросы по теме.

Татьяна Дикусар.