ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Обсудили вопросы науки, образования, культуры

Проходивший 17 ноября в конференц-зале главного корпуса ПГУ круглый стол научно-педагогической общественности и творческой интеллигенции, посвященный проблемам науки, культуры и развитию нашего государства на современном этапе стал ключевым мероприятием Недели науки и мира.

Поприветствовав собравшихся, ректор ПГУ им. Т.Г. Шевченко профессор С.И. Берил еще раз подчеркнул значимость научной работы, проводимой студентами и преподавательским составом Приднестровского университета не только в течение Недели науки и мира, но и на протяжении всего периода существования вуза.  Степан Иорданович проинформировал участников встречи о  том, что в рамках проводимой Недели в ПГУ прошел ряд круглых столов, конференций, семинаров и других мероприятий с участием студентов, преподавателей, сотрудников научно-исследовательских лабораторий. «Мы считаем необходимым рассматривать вопросы повышения социальной и гражданской роли интеллигенции, развития и эффективного функционирования системы просвещения как одного из перспективных направлений и важных ресурсов в формировании гражданского общества Приднестровья», – подчеркнул С.И. Берил.

Начальник Управления профессионального образования Министерства просвещения ПМР Л.К. Тануркова выступила с докладом  «Формирование единой цифровой образовательной среды в Приднестровской Молдавской Республике». Были обозначены цели информатизации системы образования: подготовка обучающихся к жизни в информационном обществе, оптимизация процессов, протекающих в образовании, обеспечение качества образовательных услуг на всех уровнях образования. В рамках информатизации системы образования необходимо решение  таких задач, как совершенствование нормативно-правовой базы, разработка требований к функционированию Государственной информационной системы, внедрение инновационных методик для подготовки педагогических кадров для работы с информационно-коммуникационными технологиями и многое другое. В рамках Концепции информатизации системы образования ПМР были основные цели и этапы выделены этапы ее внедрения: цифровая трансформация образовательного процесса – 2021-2023 гг. и цифровая трансформация процессов, сопутствующих образовательному процессу – 2024-2026 гг.

Цифровизация образования неизбежна, констатировала Людмила Константиновна. Она уже проникла на все уровни образования. Пандемия коронавирусной  инфекции многократно ускорила существующие процессы во всем мире. Приднестровье не осталось в стороне от мировой практики. Переход на дистанционное обучение потребовал внедрения новых форм обучения и контроля уровня знаний, подготовки педагогических и организаторских кадров, способных использовать цифровые технологии в образовательном процессе.

Поблагодарив Л.К. Тануркову за интереснейшее выступление, С.И. Берил отметил, что Приднестровский госуниверситет является флагманом науки и образования в Приднестровье, главным научным центром нашей республики и идет в ногу со временем. В стенах вуза ведется активная научная работа, сочетающая в себе фундаментальный и практический подход. Представители научного сообщества ПГУ гордятся востребованностью научных разработок ученых вуза, существенным вкладом в отраслевую науку и формированием международного научного имиджа университета. Научную деятельность в главном научном центре республики осуществляют более 300 докторов и кандидатов наук на кафедрах и в научно-исследовательских лабораториях.

Более подробно на исследовательской миссии  и научной составляющей Приднестровского университета остановилась первый проректор ПГУ Л.В. Скитская. Одним из первых в числе достижений вуза Лариса Валерьевна назвала то, что ПГУ уже в 4-й раз успешно прошел аккредитацию Рособрнадзором и является единственным в республике научно-образовательным учреждением российского образца. На 90 кафедрах ПГУ ведутся научные исследования и обучаются почти 10 тысяч студентов по 200 направлениям и специальностям. Международное сотрудничество с российскими и зарубежными вузами осуществляется по целому ряду стратегических направлений. Большое значение придается переподготовке кадров, в  том числе и педагогических.

На проблемах подготовки преподавательских кадров в ПМР в условиях поликультурности общества и стратегической линии развития образования Приднестровья остановился директор Приднестровского государственного института развития образования и повышения квалификации В.В. Проценко.  

Директор Приднестровского НИИ сельского хозяйства, в 2020 г. отметившего, как и ПГУ, 90-летие, С.А. Секриер выступил с докладом о роли науки как основного фактора развития интенсивного сельского хозяйства.

С достижениями и новациями приднестровской культуры и искусства участников встречи ознакомила начальник Государственной службы по культуре М.А. Кырмыз.

Подводя итоги работы, С.И. Берил акцентировал внимание на сближении систем образования ПМР и РФ: «Образовательная политика Приднестровья ориентирована на интеграцию в образовательное пространство России. Тенденция сближения образовательной системы Российской Федерации и Приднестровской Молдавской Республики не случайна. Она соответствует выбранному пути становления нашей республики и предопределена исторической общностью, общностью духовно-православной культуры, а также единством русского языка».

Все доклады, прозвучавшие в ходе заседания круглого стола, войдут в научный сборник.

Ольга Ящук