ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Конструктивный диалог

В КПЦ ПГУ 13 апреля состоялась встреча министра здравоохранения Кристины Валерьевны Албул с руководителями лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) Минздрава, где расположены базы практик студентов медицинского факультета ПГУ, представителями ректората и профессорско-преподавательским составом медицинского факультета. Во встрече участвовали ректор ПГУ им. Т.Г. Шевченко профессор С.И. Берил, первый проректор Л.В.Скитская, проректор по экономической деятельности и стратегическому развитию В.В. Соколов, проректор по образовательной политике и менеджменту качества обучения О.В. Еремеева, и.о. декана медицинского факультета Г.Н. Самко,  начальник Управления высшего образования Министерства просвещения Л.К. Тануркова, начальник отдела кадров Министерства здравоохранения Е.В. Шептыкина.

На встрече обсуждалась консолидация решений Министерства здравоохранения и университета для объединения теоретических знаний и практических навыков студентов медицинского факультета и ординаторов на площадках клинических учреждений, организация образовательного процесса, прохождение практических занятий на базе ЛПУ, куда у студентов появилась возможность вернуться после снятия антиковидных ограничений для закрепления на практике полученных в учебных аудиториях теоретических знаний, внесение законодательных изменений, касающихся организации прохождения ординатуры, государственное распределение будущих медиков и ряд других важных вопросов.

Напомним, что совсем недавно на площадке ПГУ прошла встреча главы Минздава с профессорско-преподавательским составом и студентами медицинского факультета. После более чем двухчасового общения по самым злободневным вопросам было решено в дальнейшем для обсуждения возникающих проблем встречаться на регулярной основе.

По предложению К.В. Албул нынешнюю встречу начали с вопроса, связанного с прохождением ординатуры студентами, обучающимися на договорной основе, и их дальнейшим трудоустройством. В основном это касается будущих стоматологов и некоторых узких специалистов, обучение которых не связано с госзаказом. Министр напомнила, что ситуация обсуждалась на коллегии Минздрава.

Начальник Управления высшего образования Министерства просвещения Л.К. Тануркова проинформировала об имеющемся в данном направлении российском опыте, предполагающем использование, помимо понятия «врач-ординатор», понятия «врач-стажер» и предоставление студенту,  окончившему шестилетнее обучение лечебному делу на медицинском факультете, возможность занимать должность участкового врача.

В обсуждении перспектив  применения российского опыта при подготовке медицинских кадров в условиях Приднестровья активное участие приняли все присутствующие. Участники задавали вопросы относительно степени ответственности врача-стажера, востребованности его в ЛПУ, разбирались, в чем состоит отличие от врача-ординатора  и др. Руководителей ЛПУ волновало, можно ли доверить больного врачу, который не прошел ординатуру, а также кто отвечает за врача-ординатора: университет или лечебно-профилактическое учреждение.

Как пояснила Л.К. Тануркова, ординатура – это образовательная программа, в которой большая часть практики проходит в рамках программы на базе лечебного учреждения под руководством врача-наставника. Теоретические знания ординатор получает в университете. Следуя российскому опыту, в случае востребованности с ним можно заключать трудовой договор, что повышает степень ответственности.

И.о. декана медицинского факультета Г.Н. Самко заметила, что при нынешнем уровне подготовки студентов, еще более сниженном в силу перевода их из-за ситуации с коронавирусом на дистанционное обучение и отсутствия доступа в ЛПУ для прохождения практики, проблематично взять ответственность и выпустить студентов на самостоятельную работу. К тому же мы не можем равняться с Россией, поскольку на медицинском факультете пока нет достаточной учебной базы, учебных классов и т.д.

К.В. Албул согласилась, что, действительно, взаимодействие университета с ЛПУ в силу объективных причин нарушено. Серьезные претензии и к клиническим базам. Необходимо наладить взаимодействие между университетом, кафедрами и заведующими отделений ЛПУ. Тогда появится возможность давать студентам больше практики и можно будет решать вопрос об их трудоустройстве после последнего курса.

Как было отмечено в ходе дискуссии, основная проблема сегодня – совмещение учебного процесса со студенческой практикой в лечебных учреждениях. До пандемии эта работа была отлажена, но при открытии в больницах COVID-отделений стационары стали недоступны для студентов. Медицинские кадры были перепрофилированы, а учебные классы использовались под другие цели. Сейчас необходимо восстановить полноценный учебный процесс: не только вновь открыть учебные классы в медучреждениях, но и изменить сам подход.

«Нам важно не просто разрешить студентам и преподавателям приходить в лечебно-профилактические учреждения для отработки практики, но определить график посещений для каждой кафедры и ЛПУ, выделить учебную платформу или класс для обсуждения клинических случаев на местах», - подчеркнула Кристина Валерьевна.

Ректор ПГУ им. Т.Г. Шевченко профессор С.И. Берил задал вопрос о достаточности законодательной базы для такого рода нововведений, обратив внимание на необходимость четкого определения правовой базы,    регламентирования порядка взаимодействия Минздрава и вуза. Каждый из участников выполняет свои задачи, чтобы в итоге выпустить хорошего специалиста, отметил Степан Иорданович, попросив К.В. Албул прокомментировать ситуацию.

Глава Минздрава сообщила, что все будет находиться в рамках имеющих соглашений между медицинским факультетом и ЛПУ, которые могут быть доработаны с учетом разработки нового Положения об ординатуре.

Ряд пояснений внесли начальник отдела кадров Министерства здравоохранения Е.В. Шептыкина,  первый проректор ПГУ Л.В.Скитская, проректор по экономической деятельности и стратегическому развитию В.В. Соколов. По просьбе министра все руководители лечебно-профилактических учреждений, где расположены базы практик студентов медицинского факультета, высказали свое мнение относительно платности ординатуры для студентов, обучающихся на договорной основе, и разработки графиков посещения ЛПУ студентами и преподавателями для проведения практических занятий согласно учебному плану.

С.И.Берил поблагодарил К.В. Албул за проявленное внимание к решению актуальных вопросов и совместное обсуждение возникающих проблем. Слова благодарности были высказаны и Г.Н. Самко. И.о.декана медицинского факультета отдельно остановилась на ситуации с ординатурой, заметив, что теоретическое обучение в ординатуре составляет лишь пятую часть практического. 85 % преподавателей, занятых в подготовке врачей в ординатуре, – практикующие врачи. Только совместными усилиями можно подготовить хороших специалистов для системы здравоохранения республики и преодолеть имеющийся дефицит кадров. С.И.Берил также выразил надежду дальнейшее конструктивное взаимодействие и плодотворность совместных усилий.

Пресс-центр ПГУ.