logo
Габужа Дорина Афанасьевна
Заведующий лабораторией
3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128
(373)777-19403


Темы исследований научно-исследовательской лаборатории

Тема: Лингводидактическая модель обучения молдавскому языку в рамках реализации новых образовательных стандартов
Год начала разработки темы исследования (период функционирования): 2017 (3 года)
Заказчик: Министерство просвещения ПМР

Направление:

Культурное наследие государства. Русский мир Приднестровской молдавской республике и пути развития современных форм межкультурной коммуникации. Прикладные научные исследования.

План-задание:

ЦЕЛЬ: Разработка учебника по молдавскому языку для 5 класса с молдавским языком обучения

ЗАДАЧА:Перспективы развития и обучения молдавскому языку и литературе в условиях ПМР.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ НОВИЗНА: по завершению второго этапа научной темы готов научный материал для издания учебника по молдавскому языку для 5 класса для учащихся с молдавским языком обучения согласно новым образовательным стандартам.

СТЕПЕНЬ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НИР:в рамках реализации новых образовательных стандартов возникла потребность сознания учебника по молдавскому языку для 5 класса для учащихся школ с молдавским языком обучения, согласно новым утверждённым программам образовательных школ.

В этот новый учебник будут включены интересные, развивающие тексты для учащихся, а также различные творческие задания, которые бы сами подталкивали решать те или иные задачи без помощи и подсказки учителя, что предусматривает стандарт нового поколения. 

Необходимость создания такого учебника возникла из-за перехода на новые образовательные стандарты, с учетом того что школьные программы по молдавскому языку, родной и официальному, были утверждены согласно всем изменениям, что произошли в сфере образования, а также с нехваткой учебников именно молдавского языка, так как Приднестровье – это единственный регион, где этот язык сохранен и функционирует на кириллической графике.

Новый учебник для 5 класса по молдавскому языку будет разработан в соответствии с совокупностями требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования предусмотренных ГОС ПМР. Фрагменты текстов и примеры для освоения базовых понятий лингвистики основных единиц и грамматических категорий языка, для синтаксического анализа, а также для проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического) выбраны из страниц ведущих писателей родной и мировой литературы.

Типы предложенных заданий предусматривают работу в группах, в парах, самостоятельно. При реализации различных упражнений отслеживается привитие навыков и умений для достижения целей в направлениях: «Я учусь учиться», «Я сам».

Опираясь на содержание учебника, учитель систематически имеет возможность обогащать активный и словарный запас учащихся, расширить объем используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.

Предложенные творческие задания призваны укоренить речевой этикет, приобретать опыт их использования в речевой проктике при создании устных и письменных высказываний, привить стремление к речевому самосовершенствованию.

Учебник также предлагает примерные тестовые задания для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля знаний учащихся.

За этот отчетный период состав лаборатории занимался исследованием теоретического материала практической части научной темы. За этот период по теме исследования были изданы 11 научных статьей в сборниках конференций и рецензируемых журналов. Все опубликованные статьи отражают теоретическую основу на базе которой формируется учебник для 5 класса.

В рамках реализации темы сделано описание различных аспектов функционирования всех уровней молдавского языка с синхронии и диахронии, а также разработаны и описаны методические подходы к преподаванию молдавского языка в ПМР в рамках новых образовательных стандартов.

ОБЛАСТЬ ВНЕДРЕНИЯ: средние и общеобразовательные учреждения ПМР.

АПРОБИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ФОРУМАХ И В ПЕЧАТИ: полученные результаты нашли своё отражение в научных статьях и обсуждены на научных семинарах и круглых столах с учителями молдавского языка и литературы республики, на заседаниях Республиканского Научного Методического Совета (РНМС) учителей молдавского (родного) языка.

http://litera.spsu.ru/files/nauka_18_19/Fakla.pptx

Сотрудники научно-исследовательской лаборатории

ФИОСтруктурное подразделениеДолжность
Габужа Дарина Афанасьевна

НИЛ «Факла»
Заведующий лабораторией

Рубрики