logo

Вопросы инженерного образования обсудили в ПГУ

26 февраля в конференц-зале главного корпуса университета прошла Республиканская научно-практическая конференция «Приднестровье – ХХI век: регион опережающего развития. Модели взаимодействия: школа - система инженерного образования - производство».

В конференции приняли участие ректор ПГУ профессор С.И. Берил, проректор по научно-инновационной работе И.В. Толмачева, представители учебных заведений среднего и начального профессионального образования, представители министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов республики, Торгово-промышленной палаты, профессорско-преподавательского состава Инженерно-технического института и аграрно-технологического факультета.

Открыл конференцию приветственным словом ректор ПГУ профессор С.И. Берил: «Это не просто выступления с докладами - интересными и актуальными. Это в большей степени принятие решений, которые сразу будут использованы в практике нашей работы, позволят нам концентрировать ресурсы на стратегически важных направлениях. Сегодня главную роль играют кадры. Вопрос о том, каково качество кадров, которые мы вместе готовим для нашей экономики и всех сфер государства, является ключевым».

К участникам встречи обратился помощник министра сельского хозяйства и природных ресурсов Ф.С. Цыбульский: «Ставка на инженерное образование – это будущее аграрных отраслей и промышленности, потому что от уровня инженерного образования зависят наши перспективы в развитии. Это очень актуально на сегодняшний день».

В ходе пленарного заседания выступающие представили доклады, касающиеся системы образования республики и подготовки кадров инженерной направленности.

Своими исследованиями в области основных тенденций развития профориентации в организациях образования ПМР поделилась начальник отдела психологического сопровождения и профориентационной работы ПГУ Ю.С. Бондаренко.  Заведующий кафедрой эксплуатации и ремонта машинно-тракторного парка аграрно-технологического факультета Г.В. Клинк рассказал о повышении роли интеллектуальной собственности в опережающем развитии агропромышленного комплекса ПМР. Руководитель РИП, доцент Инженерно-технического института О.М. Фурдуй представила доклад на тему «Методические аспекты сетевого взаимодействия общего, среднего и высшего образования». Директор ГОУ СПО «Слободзейский политехнический техникум» В.Г. Бадюл раскрыл тему «Республиканская сетевая образовательная среда для реализации непрерывного инженерного образования».

Конференция завершилась подведением итогов и принятием резолюции.  

Ольга Ящук.

РЕШЕНИЕ

Республиканской научно-практической конференции

Приднестровье – XXI век: регион опережающего развития

/Модели взаимодействия: школа – система инженерного образования – производство/

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники конференции отметили, что современная система профессионального образования является важнейшей составляющей механизма создания условий взаимодействия между образовательными организациями и отраслями производства, обеспечивающие условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, жизненного и профессионального самоопределения, формирования ключевых профессиональных компетенций, развития разносторонних способностей обучающихся.

Современная система инженерного образования представляет собой процесс и результат целенаправленного формирования определенных знаний, умений и методологической культуры, а также комплексную подготовку специалистов в области техники и технологии к инновационной инженерной деятельности. Существенное повышение наукоемкости современного промышленного производства объективно ведет к усложнению программ профессионального инженерного образования.

Участниками были отмечены возможности интеграции, межведомственного и сетевого взаимодействия различных организаций в повышении результативности и качества образования в соответствии с потребностями государства и требованиями федеральных государственных образовательных.

На конференции была подчеркнута особая важность современного непрерывного образования, которое обусловлена признаком системности, а также наличием образовательных и профессиональных потребностей как системообразующих факторов выстраивания индивидуальных/сетевых образовательных траекторий. Поэтому модель развития непрерывного инженерного образования включает также требование определения и дальнейшего развития способностей учащихся школ к изучению математики и предметов естественнонаучного цикла, формирование навыков и умений практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских технических и конструкторских работ. 

Участниками конференции отмечено, что  образовательные организации выполняют в системе непрерывного образования двоякую роль: обеспечение получения обучающимися разного уровня образования и профессиональной подготовки, с одной стороны, и систематизацию непрерывного образования людей в продолжение их жизнедеятельности, с другой. Это приводит к выполнению двоякой функции образовательных организаций в системе непрерывного образования: содействие развитию отраслей экономики на основе развития кадрового потенциала разных сфер и повышение конкурентоспособности в республиканском научно-образовательном пространстве.

Участники пришли к выводу, что повышение эффективности инженерного образования в современных условиях заключается в модернизации системы образования, в части повышения ее открытости, интеграции образования, науки и производства, участие представителей промышленности в обсуждении актуальных проблем инженерного образования, тем самым актуализируется проблема непрерывного профессионального образования. Ее решение видится в усилении роли образовательных организаций, реализующие сетевые профессиональные программы.

Был отмечен позитивный опыт ПГУ им. Т.Г. Шевченко  в положительных результатах по профессиональному самоопределению школьников, в аспекте их ранней инженерной профилизации.

Участники конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и накопленным опытом. Результаты совместной работы нашли отражение в следующих рекомендациях:

Организаторам конференции:

- продолжить работу конференции в ежегодном формате;

- разместить материалы конференции на официальных сайтах организаторов.

Руководителям государственных органов исполнительной власти (Министерство просвещения ПМР, Министерство сельского хозяйства и природных ресурсов ПМР):

- продолжить работу по формированию инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования и профессиональной ориентации путем: перехода к реализации образовательных программ наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных специальностей на базе комплексной подготовки специалистов в области техники и технологии;

- координировать взаимодействие муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций разных типов и их социальных партнеров по сопровождению профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся;

- продолжить работу по формированию государственного заказа на профессиональную подготовку специалистов инженерного профиля.

Руководителям образовательных организаций среднего профессионального, высшего образования:

- продолжить практику по обеспечению преемственности содержания уровневых образовательных программ на всех этапах образовательной деятельности;

- использовать актуальные формы инновационных образовательных технологий работы, в том числе привлекать студентов старших курсов к профессиональному самоопределению обучающихся;

- разрабатывать программы (планы) профориентационной работы и предпрофессиональные программы (в т.ч. сезонные школы для мотивированных школьников) с целью содействия раннему профессиональному самоопределению обучающихся и, в дальнейшем, их успешности в профессиональной деятельности.

По итогам Конференции предложено:

1. Продолжить изучение и обобщение зарубежного опыта, направленного на повышение эффективности, качества и доступности профессионального образования, совершенствование его модели, форм и содержания.

2.Способствовать развитию системы развития образованности учащихся школ к изучению математики и предметов естественнонаучного цикла, формирования навыков и умений практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских, технических и конструкторских работ.

3. Использовать возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций с заинтересованными общественными, государственными и негосударственными организациями и ведомствами для адаптации учебных программ под нужды предприятий.

4. Отметить положительный эффект совместной работы участников конференции в определении новых подходов к решению проблем и задач системы «школа – система инженерного образования – производство».

  • 1_3
  • 2_4
  • 3_3
  • 4_4
  • 5_3
  • 6_4
  • 7_4