Директор – Берил Степан Иорданович, доктор физико-математических наук, профессор, ректор Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко;
Научный руководитель – Гукаленко Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования;
Заместитель директора – Васильева Людмила Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии ПГУ.
Научно-исследовательская лаборатория «Факла»
Научно-исследовательская лаборатория «Литера»
Кафедра педагогики и методики начального образования
Кафедра педагогики и современных образовательных технологий
Кафедра психологии
Кафедра дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента
Сотрудничество НИЛ и кафедр ПНЦ РНЦ РАО ЮФО в 2024 году
Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону):
1) Консультирование соискателей по вопросам написания диссертационного исследования (д.п.н., проф. О.В. Гукаленко).
2) Написание совместных статей ППС факультета педагогики и психологии (Ткач Л.Т.) и ЮФУ (д.п.н., проф. О.В. Гукаленко).
3) Обучение в аспирантуре ЮФУ ст. преподавателя Иващенко О.В. (успешно завершили обучение в 2024 году). Участие аспиранта в научных мероприятиях, организуемых вузом.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
1) Обучение в аспирантуре МГППУ преподавателей факультета педагогики и психологии Сердюк А.А. и Репещук К.Ю. (успешно завершили обучение в 2024 году). Участие аспирантов в научных мероприятиях, организуемых вузом.
Московский городской педагогический университет (г. Москва):
1) Публикация статей ученых МГПУ в журнале ПНЦ (Зиновьева Т.И.), а также статей ученых ПНЦ в сборнике трудов МГПУ (Васильева Л.И., Вахницкая М.Г.).
2) Консультирование по разработке учебных планов магистратуры, ООП магистратуры и рабочих программ.
3) Онлайн-консультации в течение учебного года.
4) Участие студентов в VII научно-практической конференции молодых ученых (V всероссийской) «Шаг в науку» и публикация в сборнике материалов.
Московской педагогический государственный университет (г. Москва)
1) Консультирование соискателей по вопросам написания диссертационного исследования (д.п.н., проф. С.Б. Серякова; к.пс.н., доц. Чибисова О.Ю.).
2) Участие в ежегодной Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого – педагога, академика В.А. Сластёнина «Педагогическое образование: вызовы XXI века» (выступление с докладами на секциях, публикация статей в сборнике по материалам конференции).
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (г. Москва)
1) Участие в ежегодной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Розовский чтения» (выступление с докладами на секциях, публикация статей в сборнике по материалам конференции).
Московский психолого-социальный университет (г. Москва)
1) Участие в Ежегодной международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной России: психо-логия, педагогика, экономика, управление и право» (выступление с докладами на секциях, публикация статей в сборнике по материалам конференции).
Барановичский государственный университет, Республика Беларусь.
1) Совместное ежегодное проведение ХV Международного научно-практического семинара «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы», 26 апреля 2024 года. Издание Сборника научных статей ХV Международного научно-практического семинара.
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (г. Ульяновск)
1) Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Национальные ценности образования: детский сад, школа, вуз», 10 апреля 2024 г. (выступление с докладами на секциях, публикация статей в сборнике по материалам конференции).
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (г. Брянск)
1) Участие в IX Международной научно-практической конференции «Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития» (выступление с докладами на секциях, публикация статей в сборнике по материалам конференции).
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
1) Участие в Международной научно-практической конференции «Развитие потенциала семьи в современном мире. г. Орехово-Зуево 18 апреля 2024 г. (выступление с докладами на секциях, публикация статей в сборнике по материалам конференции).
2) Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Психические состояния субъектов образования» 24 ноября 2023г.
Донбасский государственный университет юстиции (г. Донецк)
1) Участие в VIII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания: теория и практика»19 апреля 2024 г. (выступление с докладами на секциях, публикация статей в сборнике по материалам конференции).
Донецкий государственный университет (г. Донецк)
1) Участие в ІІІ Международной научно-практической конференции «Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость» 27 июня 2024 г. (выступление с докладами на секциях, публикация статей в сборнике по материалам конференции).
2) Участие в IX Международной научной конференции «Донецкие чтения 2024: Образование, наука, инновации, культура и вызовы современности» 15-17 октября 2024 г. (выступление с докладами на секциях, публикация статей в сборнике по материалам конференции).
Донбасская юридическая академия (г. Донецк)
1) Участие в VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания: теория и практика» 30 октября 2024 г. (выступление с докладами на секциях, публикация статей в сборнике по материалам конференции).
«Наука и практика: Вестник Приднестровского научного центра РАО» является ежегодным изданием Приднестровского научного центра - Регионального научного центра Российской академии образования в Южном Федеральном округе. Журнал основан в ноябре 2001г., выходит один раз в год и публикует научные статьи по следующим направлениям:
• развитие высшего педагогического образования и науки в классическом университете в Приднестровье;
• актуальные вопросы современного образования;
• психолого-педагогические и методические аспекты профессиональной деятельности.
В журнале публикуются научные статьи сотрудников научно-исследовательских лабораторий и кафедр факультета педагогики и психологии, входящих в состав ПНЦ, а также ученых вузов РФ и других стран, представителей образовательных учреждений разного уровня и типа республики.
Направление:
Культурное наследие государства. Русский мир Приднестровской молдавской республике и пути развития современных форм межкультурной коммуникации. Прикладные научные исследования.
План-задание:
Разработка учебника по молдавскому языку для 5 класса с молдавским языком обучения
ФИО | Структурное подразделение | Должность | |
---|---|---|---|
Габужа Дарина Афанасьевна | НИЛ «Факла» | Заведующий лабораторией |
Направление:
Социогуманитарное развитие и правовое обеспечение развития государства. Развитие теоретических и прикладных аспектов педагогической и воспитательной деятельности ПМР. Прикладное научное исследование
План-задание:
Определение концептуальных основ проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования; разработка и апробирование модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, основанной на выявлении способностей личности на разных этапах развития в условиях Приднестровья; разработка рекомендаций по внедрению модели для педагогов-психологов, воспитателей; педагогов организаций образования ПМР; определение диагностического инструментария для выявления способностей личности на разных этапах развития; разработка содержания психолого-педагогического сопровождения личности на разных этапах профессионального самоопределения; разработка содержания профориентационной работы в контексте непрерывности образования; издание монографии по проблеме исследования.
ЦЕЛЬ: Теоретико-методологическое обоснование, разработка и апробирование модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности в системе непрерывного образования ПМР.
ЗАДАЧИ:
а) проанализировать научные подходы и концептуальные основы проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования;
б) изучить состояние проблемы выявления способностей и профориентации личности с учетом содержания и уровня образования, требований образовательных стандартов в организациях образования республики.
Результаты исследования по итогам первого этапа:
– проанализированы научные подходы и концептуальные основы проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования;
– уточнены показатели и критерии оценки способностей личности и обобщены материалы по определению диагностического инструментария для выявления способностей, склонностей, профессиональных целей, мотивов, интересов личности на разных возрастных этапах;
– определены компоненты системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности, выявлена их взаимосвязь;
– проведено пилотажное исследование, осуществлен анализ нормативных, инструктивно-методических документов, регламентирующих профориентационную деятельность, а также проанализирован опыт выявления способностей и профориентации личности в организациях образования республики;
– определены организации образования для создания экспериментальной площадки, оформляется документация.
ОБЛАСТЬ ВНЕДРЕНИЯ. Система непрерывного образования ПМР (организации дошкольного, начального общего, среднего полного, среднего и высшего профессионального).
СТЕПЕНЬ ВНЕДРЕНИЯ. На данном этапе исследования разрабатывается модель психолого-педагогического сопровождения личности на разных этапах профессионального самоопределения, содержание профориентационной работы для детей разных возрастных групп, просветительские мероприятия для воспитателей, педагогов по проблеме реализации психолого-педагогического сопровождения личности на разных этапах профессионального самоопределения.
АПРОБИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Основные результаты исследования (на первом этапе) представлены на научно-практических конференциях, РНМС по психологии, на международных научных конференциях (Москва, Ставрополь, Ярославль, Липецк, Кишинев, Тирасполь), в опубликованных статьях, а также нашли отражение в: подготовленной к публикации первой части глоссария по теме исследования.ФИО | Структурное подразделение | Должность | |
---|---|---|---|
Вахницкая Минодора Григорьевна кандидат педагогических наук доцент | Кафедра родного языка и литературы в начальной школе НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование» Факультет педагогики и психологии | Доцент Ведущий научный сотрудник Заместитель декана по воспитательной работе | |
Шумлянская Алена Николаевна | Кафедра психологии НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование» | Преподаватель Специалист | |
Чобан-Пилецкая Антонина Митрофановна кандидат педагогических наук доцент | Кафедра дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование» Факультет педагогики и психологии | Доцент Ведущий научный сотрудник Заместитель декана по учебно-методической работе | |
Иовва Ольга Андреевна кандидат педагогических наук доцент | Кафедра дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование» | Доцент Ведущий научный сотрудник | |
Кучеряну Стелла Георгиевна кандидат психологических наук доцент | Кафедра психологии НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование» | Доцент Заведующий лабораторией | |
Гоголева Альбина Васильевна доктор педагогических наук профессор | Кафедра психологии НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование» | Профессор Ведущий научный сотрудник | |
Клименко Илона Васильевна кандидат психологических наук доцент | Кафедра психологии НИЛ «Психолого-педагогическое проектирование» Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы | Доцент Ведущий научный сотрудник Начальник |
Направление:
Социогуманитарное развитие и правовое обеспечение развития государства. Социально-коммуникативная система ПМР. Фундаментальные научные исследования
План-задание:
ЦЕЛЬ: Проектирование и внедрение модели психологического сопровождения сотрудников правоохранительных органов ПМР; разработка и внедрение системы психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов к оперативно-служебной деятельности.
ЗАДАЧИ:
– определить особенности организации служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов в условиях системы психологического сопровождения;
– спроектировать и экспериментально апробировать модель психологического сопровождения служебной деятельности в рамках реализации системы психологической подготовки сотрудников МВД;
– разработать и внедрить концепцию психологической службы при МВД ПМР в рамках комплексной системы психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
РЕЗУЛЬТАТЫ. Определен категориальный аппарат исследования, концептуализированы базовые понятия, обоснована совокупность теоретико-методологических положений, составляющих концептуальную основу исследования, разработан и частично реализован план практико-ориентированных, научно-методических мероприятий по теме I этапа.
ОБЛАСТЬ ВНЕДРЕНИЯ. Служебная деятельность сотрудников МВД.
СТЕПЕНЬ ВНЕДРЕНИЯ. Начальный этап разработки темы.
АПРОБИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Исследуемые проблемы представлены на конференциях, в том числе международных, в научных статьях, а также в СМИ.ФИО | Структурное подразделение | Должность | |
---|---|---|---|
Кучерявенко Виктория Ивановна кандидат психологических наук доцент | Кафедра психологии НИЛ «Психология служебной деятельности» | Заведующий кафедрой Заведующий лабораторией |
Направление:
Основы экономического развития государства. Экономические проблемы развития ПМР. Прикладные научные исследования.
План-задание:
ЦЕЛЬ: На основе теоретического изучения экономической и финансовой устойчивости системы образования (вуза) провести анализ и оценку, а также рассчитать статьи затрат, входящих в норматив подушевого финансирования для обучения студента в вузе, ведения научно-исследовательских работ; разработать меры совершенствования функционирования вуза как одного из приоритетных элементов государственной системы образования.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
– изучение теоретических основ экономической и финансовой устойчивости вуза;
– оценка экономической и финансовой устойчивости вуза;
– определение размера норматива подушевого финансирования на одного студента вуза;
– определение размера норматива подушевого финансирования на одного студента в части ведения научно-исследовательской и инновационной деятельности в вузе;
– повышение экономической и финансовой устойчивости вуза.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– изучены теоретические основы экономической и финансовой устойчивости вуза;
– проведен расчет и анализ финансовой устойчивости вуза, норматива подушевого финансирования на одного студента вуза, финансирование научно-исследовательской работы вуза;
– участие в научных мероприятиях, проводимых экономическим факультетом (круглые столы и конференции), статьи в научных сборниках и журналах.
ФИО | Структурное подразделение | Должность | |
---|---|---|---|
Толмачева Ирина Вильевна кандидат экономических наук доцент | Ректорат Кафедра финансов и кредита НИЛ «Экономика образования» | Проректор по научно-инновационной работе Доцент Заведующий лабораторией |