ПГУ им. Т.Г. Шевченко

На приднестровской земле, по некоторым данным, было казнено более пяти тысяч человек. Президент ПМР Вадим Николаевич Красносельский на траурном митинге отметил: «Сегодня мы вспоминаем жертв политических репрессий, одну из самых трагических страниц истории советского народа. В «расстрельных» ямах лежат останки людей разных национальностей. Последняя мысль каждого убиенного, наверное, была «За что?» Эти люди были преданы Родине, служили государству, но кто-то счел, что они враги народа. В Приднестровской Молдавской Республике эту страницу истории не забывают. У советского народа много достижений и побед, но есть и трагические даты. Мы должны помнить как победы, так и трагедию, чтобы впоследствии она не повторилась».

О трагических событиях 80-летней давности говорили 30 октября в конференц-зале факультета общественных наук Приднестровского государственного университета им.Т.Г. Шевченко, где состоялся круглый стол «Изучение истории политических репрессий 1930-х гг. в Приднестровье». В работе круглого стола приняли участие преподаватели и студенты ФОН, сотрудники НИЛ, представители Тираспольско-Дубоссарской епархии и депутаты Верховного совета ПМР. В роли модераторов данной встречи выступили Вячеслав Анатольевич Содоль, зав. кафедрой Всеобщей истории, археологии и этнологии, а также Сергей Олегович Симоненко, исполнительный секретарь Приднестровского исторического общества.

Право выступить первым с докладом «Политические репрессии на территории МАССР в 1937-38 гг. – часть истории Приднестровья» было предоставлено студенту II курса направления «История» Ярославу Безносенко. Он отметил, что 30-е годы XX века – особый период истории СССР: с одной стороны, страна совершила большой экономический и социальный рывок, но с другой – народ пережил тяжелейшие массовые репрессии, унесшие жизни более 700 тысяч сограждан.

Пик массовых репрессий в МАССР пришелся на 1937-38-е годы. По решению Особой тройки НКВД МАССР, органа внесудебного вынесения приговоров было расстреляно 70% репрессированных жителей Слободзейского, Григориопольского, Каменского, Дубоссарского и Рыбницкого районов. В современной историографии утвердилась цифра 5485 приговорённых к смерти в 1930-е годы. Однако у исследователей нет абсолютной уверенности в том, что это истинные данные. Последние изыскания историков и краеведов позволяют предположить, что приведенная выше цифра несколько занижена. Выступающий также затронул статьи, в большинстве случаев явившиеся причиной расстрела: измена Родине, шпионская, диверсионная и вредительская деятельность, а также принадлежность к несуществующим националистическим и повстанческим организациям. Особое внимание докладчик уделил тому, что репрессированы были не только обычные граждане, но и первые лица, стоящие у истоков становления МАССР.

Игорь Анатольевич Четвериков, старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории ПГУ «Археология» подробно рассказал присутствующим об истории проведения археологических раскопок 1992-1994 и 2017 гг. Начало работе по эксгумации останков положило случайное обнаружение человеческих останков при реставрационных работах на бастионе «Св. Владимир» в 1991 г. Историк также объяснил причину 23- летнего перерыва в исследованиях, вызванного ошибочными данными об отсутствии останков на территории бастиона. Когда в 2017 году при благоустройстве территории вокруг старейшего в Тирасполе здания – порохового погреба – рабочие наткнулись на доселе неизвестную расстрельную яму, это дало новый импульс некогда прерванному процессу. В ходе работ июня-сентября были эксгумированы останки 436 человек – не более 10% от общего количества расстрелянных убитых в г. Тирасполе по документам НКВД 1937-1938 гг. Докладчик подробно рассказал об этапах археологического изучения найденных захоронений, продемонстрировал таблицы с фотографиями найденных при раскопках предметов.

Сотрудник историко-архивного отдела Тираспольско-Дубоссарской епархии Людмила Павловна Алферьева выступила с докладом «Политические репрессии в Приднестровье в 20-50 гг. ХХ века и направления их научного исследования». Помимо аргументированного обоснования периодизации волн политических репрессий на территории Приднестровья, выступающая выделила наиболее характерные их аспекты. Так, была подчеркнута предельная загруженность тираспольских тюрем арестованными, из-за которой их начальство просило вышестоящие инстанции ускорить процессуальное рассмотрение дел. На практике это приводило к множеству вынесенных Особой тройкой НКВД МАССР смертных приговоров, освобождающих новые места в камерах.

Л.П. Алферьева отметила особую судьбу священнослужителей во время репрессий. Ярким примером стоического поведения священнослужителей стала судьба настоятеля Тирасполького Николаевского собора – последнего перед закрытием и последующим уничтожением храма. Священник Дмитрий Лавров был расстрелян за отказ в даче показаний на других священников и мирян, мотивируя это нежеланием становиться причиной ареста и гибели жителей города. Помимо этого, докладчик рассказала о трагических случаях повторного осуждения людей по одному и тому же делу, уже после отбытия ими наказания в концлагерях ГУЛАГа.

Павел Писларь.